Танки в центре Москвы: вспоминаем, как 30 лет назад Ельцин стрелял по парламенту России
В октябре 1993 года в Москве развернулось вооруженное противостояние между исполнительной и законодательной властью. Подробности этих событий, которые называли «штурмом Белого дома», «Октябрьским мятежом» или «Черным Октябрем», сейчас известны мало и почти забыты, сообщает BBC.
У каждой из сторон была своя правда: сторонники Верховного Совета считали, что исполнительная власть совершила государственный переворот и ведет страну в бездну. Сторонники президента Бориса Ельцина, пытавшиеся реформировать страну после распада СССР, были уверены, что власть пытаются захватить “красно-коричневые” — желающие реванша коммунисты и националисты.
Противостояние
21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ номер 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», первым пунктом которого предписывался роспуск Верховного совета и Совета народных депутатов – высшего законодательного органа страны.
Этому решению предшествовали несколько месяцев противостояния президента и парламента, блокировавшего попытки проведения реформ. В ответ Президиум Верховного Совета объявил о прекращении полномочий президента и постановил, что его указ не подлежит исполнению. Одновременно было возложено исполнение обязанностей президента на действующего вице-президента Александра Руцкого.
По теме: Фильм о Буче и новости о войне: украинцы получили несколько ‘Эмми’
24 сентября состоялся X (внеочередной) Съезд народных депутатов, который поддержал это решение и оценил действия президента как государственный переворот. Собралось 689 депутатов (кворум — 628). Поддерживающие Ельцина депутаты-«демократы» участия в нем не приняли.
Сергей Шахрай, соратник Ельцина, один из авторов российской Конституции, вспоминал 1993 год так: «Тогда депутаты внесли 400 поправок в Конституцию. Страна оказалась просто без основного закона. Конечно, это не конфликт Ельцина и спикера Верховного совета Руслана Хасбулатова. Это конфликт, собственно, двух общественно-политических систем».
Съезд народных депутатов и его исполнительный орган — Верховный Совет — избрали в 1990 году, и в него входило больше тысячи человек. К началу 1993 года Съезд представлял собой очень неудобный для руководства страны институт с устойчивым антиельцинским и антиреформаторским большинством. В это большинство входили коммунисты, формирования отставных военных, которых среди депутатов было много, популярные «аграрии» и «промышленники».
Помимо постоянной критики, депутаты блокировали любые кадровые решения президента и даже попробовали организовать его импичмент. Отдельно Верховный Совет с большим или меньшим успехом блокировал решения по экономике — «младореформаторов» и сторонников либерализации экономики депутаты не любили особенно, превознося экономику плановую, советскую.
Массовые беспорядки и штурм
В Москве начались массовые беспорядки. На улицы вышли тысячи москвичей. Во многом это было стихийным порывом. Люди шли защищать Конституцию и те идеалы, которые были разрушены за последние годы.
Мятежных депутатов поддерживала улица — ее координировал Фронт национального спасения. Это был первый в истории России опыт альянса сил, радикально различающихся по идеологии: национал-патриотов и «левых». В его Политсовет входили Геннадий Зюганов, в дальнейшем глава официозной КПРФ, Альберт Макашов, радикальная коммунистка Сажи Умалатова, националист Илья Константинов, репортер Александр Невзоров и многие другие самые разные политические деятели.
Нравится статья? Поддержите ForumDaily!?
Ельцин контролировал силовиков и правительство и мог себе позволить ожидание, парламентаристы же, оказавшись перед лицом необходимости действовать, просто растерялись, сообщает Life. Подходы к Белому дому перекрывала милиция и части внутренних войск. Постепенно улицы перегородили колючей проволокой и бронетехникой. Однако парламентаристы перемещались наружу и внутрь по подземным коммуникациям Белого дома.
29 сентября правительство, решив, что игру пора заканчивать, потребовало капитуляции в срок до 4 октября. Сторонники парламента начали собираться на массовые протестные митинги за пределами оцепленного квартала. Их жестоко разгонял ОМОН, избивая людей.
Кризис, затянувшийся на две недели, был завершен 4 октября штурмом Белого дома, где забаррикадировалась часть депутатов Верховного совета. Западные столицы не осудили разгона Борисом Ельциным парламента, удовлетворившись его заверением вскоре провести свободные выборы в новый парламент России.
Ночь на 4 октября стала моментом перелома. В Москву входили лояльные президенту войска. Из состава нескольких дивизий (Таманская, Кантемировская, Тульская десантная) удалось собрать около трех тысяч солдат. Учитывая, что это не составляет и 10% от общей численности дивизий, набрать достаточно желающих для участия в гражданской войне было сложным делом.
Интересно, что поначалу на совещании высшего руководства страны звучали предложения использовать против Белого дома тяжелую артиллерию и даже авиацию. Это оказалось слишком круто даже для пережившего не лучшие часы Ельцина, но в наступлении участвовало 10 танков, которым и предстояло стать главной ударной силой. Характерно, что наотрез отказались участвовать в штурме Белого дома контртеррористические подразделения «Альфа» и «Вымпел». Командиры групп отказали даже после попыток президента надавить на них лично. Все, что пообещали спецназовцы, — находиться неподалеку.
Около Белого дома в это время оставалось около двух тысяч человек. Руководители восстания окончательно потерялись и не делали ничего. Рано утром 4 октября начался штурм.
Первыми бой начали бронетранспортеры, обстреливавшие баррикады вокруг Белого дома. Вообще, штурм оказался невероятно плохо организован.
Поскольку в наступлении участвовали солдаты МВД, Министерства обороны, Федеральной службы охраны, да и армейцы относились к разным частям, координация страдала. Подавляющее большинство штурмующих составляли перепуганные срочники 18–20 лет, слабо понимавшие, что происходит. В результате, например, солдаты дивизии им. Дзержинского успели устроить полноценный бой против десантников, в результате чего имелись убитые, раненые, подбитая техника и даже пленные. Как бы то ни было, сопротивление было чрезвычайно слабым, расход боеприпасов защитниками Белого дома — мизерным.
Около десяти часов включился главный калибр правительственных войск. К Белому дому вышли танки. Стрельба велась с большим временным интервалом, однако мощные осколочно-фугасные снаряды причиняли тяжелые разрушения и парализовали волю.
Шесть танков Таманской дивизии выпустили 12 снарядов. Старались стрелять по верхним этажам. Фасад здания сильно обгорел — 12-й и 13-й этажи выгорели полностью. После октябрьских событий здание передали в ведение Правительства РФ и начали реставрацию. Американский архитектор Чарльз Дженкс предлагал обозначить на фасаде обгоревшие этажи, облицевав их черным гранитом. Российские власти это предложение отклонили — вспоминать противостояние 1993 года охоты не было почти ни у кого.
После штурма
После этих событий была создана следственная группа, которая, только начав работать, была распущена по решению Государственной думы. Все лица, находящиеся под следствием, были амнистированы. Так что общественность до сих пор не имеет ответов на важные вопросы о трагических событиях, о роли политических лидеров, о снайперах, стрелявших в мирных жителей и сотрудниках милиции, о радиопереговорах, о провокаторах и о действиях армии, расстреливающей из танков Дом Советов. Остались лишь версии участников событий.
В парламентских выборах конца 1993 года, само собой, не участвовало ни одно движение, причастное к защите Белого дома.
«Там мы не боялись ничего. Мы боялись того, что будет, когда мы проиграем. Выстрел в затылок депутату был совершенно реальным сценарием», — вспоминает Сергей Бабурин, националист, монархист, а в прошлом народный депутат и сопредседатель Фронта национального спасения. После октября 1993 года Сергей Бабурин продолжил заниматься политикой, но в основном сосредоточился на преподавательской работе. Аннексию Крыма и вторжение России в Украину Бабурин поддержал, а в августе 2023 года произнес речь на открытии памятника Сталину. Видимо, взгляды бывшего депутата несколько изменились.
Бывший вице-президент Александр Руцкой вспоминал штурм Дома Советов так: «Первый снаряд попал в зал заседаний, второй — в кабинет Хасбулатова (спикера Верховного Совета), третий — в мой. Причем били фугасными снарядами, а не болванками, как утверждают сегодня. От болванок здание гореть не будет. Я сидел у себя в кабинете, когда снаряд прошил окно и взорвался в правом углу. К счастью, стол у меня стоял в левом. Выскочил оттуда очумевший. Что меня спасло — не знаю».
В 1993 году после всех событий между станцией метро Краснопресненская и отреставрированным за год Домом Советов (теперь его все чаще называли Белым домом) начал складываться стихийный мемориал. Участники октябрьских событий делали граффити, несколько афишных тумб обклеили газетными статьями и листовками, на них же вешали фотографии погибших и пропавших без вести. В киот с иконами сбоку воткнут флагшток с красным флагом, на заборе Краснопресненского стадиона поблизости написано «Помним 1993», «СССР», «666 ЕБН = кат».
Расследование октябрьских событий начинали депутаты нового законодательного органа, Государственной думы, были и другие инициативные группы, следствие вели и власти. Но полноценного расследования так и не провели, виновных не определили и никого не наказали.
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York.
В феврале 1994 года свежеизбранная Государственная дума приняла решение об амнистии «для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября — 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа № 1400 и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР».
26 февраля 1994 года из СИЗО «Лефортово» выпустили арестованных руководителей восстания — Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова, Альберта Макашова, Александра Баркашова. Бывший генеральный прокурор Алексей Казанник вспоминал, что Борис Ельцин требовал не допустить амнистии для участников октябрьских событий. Это подтверждает в своих мемуарах тогдашний чиновник президентской администрации и соавтор новой конституции Сергей Шахрай. Тем не менее их больше не преследовали.
По сведениям парламентской комиссии, пытавшейся расследовать события 1993 года, в штурме Белого дома приняли участие около 1700 человек, 10 танков, 90 БТР, 20 БМП и свыше 60 БМД.
«Человеческий контингент» набирали из состава пяти дивизий, большинство из них были офицерами.
“Нам отдали приказ, я его выполнил”, — вспоминает в 2005 году Олег Разин, кадровый офицер одной из участвовавшей в штурме дивизий.
Он кадровый офицер, закончил училище в Украине, был «военспецом» в Афганистане, с большим уважением отзывается об Александре Руцком, тоже «афганце». На вопрос, получили ли те, кто участвовал в блокаде и штурме Дома Советов, бонусы и, как даже писали в «патриотической» прессе, квартиры — Олег моментально замыкается, говорит, что до сих пор живет в общежитии.
Журналист спрашивал о его личном, человеческом отношении к октябрьским событиям.
“В центре Москвы избранный президент России стрелял по избранному парламенту России, как я должен был это оценивать?” — говорит Олег.
“Лично я, — твердо говорит Олег, — лично я ни в кого не стрелял. Давайте заканчивать интервью”.
Читайте также на ForumDaily:
‘Лучше я бы хранила деньги под матрасом’: мошенники выманили у пожилой женщины $480 000
Посетите 65 стран и все континенты: Royal Caribbean запускает грандиозный кругосветный круиз
В Пакистане смертники подорвали себя в двух мечетях: погибли 57 человек
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.