Живущая в США украинская актриса – о театре в бомбоубежищах и о том, как Украину изменила война
Украинская актриса театра и кино Елена Сикорская, как и многие ее соотечественники, встретила начало полномасштабной войны в Киеве. В первые месяцы после вторжения ей удалось выехать в Соединенные Штаты, но вскоре Елена вернулась в Украину. О том, как киевляне встретили первые бомбардировки, что помогало сохранять бодрость духа, и о спектаклях во время войны актриса поделилась в интервью с ForumDaily.
«ГРАДы летят!»
Елена вспоминает: о войне она узнала раньше, чем начались бомбардировки Киева.
«Моя сестра живет в Харьковской области, недалеко от границы с Россией. Она позвонила мне ночью, где-то в 03:30, и сообщила, что их бомбят. Я сначала не могла поверить и ответила ей, что это могут быть учения на соседнем полигоне, на что она ответила мне: «Лена, какой полигон? ГРАДы летят! Собирайтесь и уезжайте»», – рассказывает актриса.
Еще не оправившись от шока, Елена оделась и пошла выгуливать собаку. Вдалеке уже слышались взрывы. Она бросилась на стоянку к машине, когда звуки взрывов раздались уже очень близко – российская армия начала бомбить Вышгород.
«В 04:30 магазины еще были открыты, люди спешили на работу, а у меня в этот день был запланирован спектакль», – вспоминает она.
К слову, большое участие в постановке спектакля принимал актер из Калифорнии Александр Литовченко – бывший однокурсник Елены, уже давно живущий в США. Сам Александр вернулся в Штаты в связи с неотложными делами за 10 дней до начала войны. Разумеется, спектакль пришлось отменить, но Елена этого не знала – она в любом случае не могла поехать в театр, поскольку в первый день войны ей, как и многим другим, пришлось прятаться в бомбоубежище.
«В первые дни уже бомбили Ирпень и Бучу. Все мы чувствовали, что смерть очень близко, буквально в шаге от нас, и нужно что-то делать. Но что именно делать – этого не знал никто. Российские войска очень быстро добрались до Киева. Наш театр находился в подвальном помещении, и мы отдали его под бомбоубежище. Но я в последующие дни в основном находилась в квартире. Когда проходит паника от первых взрывов и «прилетов», начинаешь довольно быстро ориентироваться: из какого орудия стреляют, в каком направлении; со временем получается рассчитываешь, куда должна попасть ракета. Особенно точно это определяли переселенцы с Донбасса», – делится Елена Сикорская.
Невзирая на язык
Елена отмечает, что паники в городе не было, наоборот, появился какой-то драйв – желание выжить во что бы то ни стало.
По теме: ‘Готов был умереть’: внучатый племянник Джона Кеннеди воевал в Украине против россиян
«Как только заканчивалась бомбежка, люди возвращались в дома, быстро готовили еду и тут же несли ее в подвал делиться с другими. Раньше, до войны, я не помню такой активной взаимопомощи. Интересно, что активисты и волонтеры в большинстве своем стали жестче реагировать, когда слышали русскую речь, а вот обычные люди, напротив, стали помогать друг другу, невзирая на язык и происхождение», – рассказывает актриса.
Наконец, семья Елены решила выехать на запад Украины, чтобы хотя бы временно переждать постоянные бомбардировки.
«Помню, как на одном из блокпостов представители теробороны спросили, зачем мы уезжаем, в стиле «Спасаете свою шкуру?». Но это были все же единичные случаи. В основном нам желали счастливого пути и просили: «Доберитесь живыми». В Виннице местные жители делились с нами своими запасами еды. Изначально мы думали, что уезжаем на несколько дней, но быстро стало понятно, что вернуться в Киев невозможно – дороги постоянно обстреливались», – вспоминает она.
На пути в Америку
Елена чувствовала, что нужно что-то предпринять. Денег не было, а жить за счет других людей становилось неловко. Тем временем друг и коллега Александр Литовченко постоянно звонил ей и уговаривал выехать в США. В конце концов, он прилетел в Польшу и сказал Елене, что готов ее встретить.
«Тогда я села в машину и поехала в сторону Тернополя. Пробка была огромной, мы ехали очень медленно. Бензина не хватало, заправки отпускали только по 15 литров каждому, и на них тоже стояли огромные очереди. Связи не было, туалеты не работали, и людям приходилось справлять нужду прямо на улице, что сначала было для меня шоком. В украинской культуре так не принято, но в этой ситуации у людей просто не было выбора. Я ехала 300 километров в течение двух суток. На моих глазах произошел взрыв в Винницком аэропорту», – вспоминает актриса.
Затем, через Краков, Елена добралась до Варшавы.
«Я выезжала 12 марта, и людей на границе было уже не так много, как в самом начале. По крайней мере, мы стояли там где-то часов 12, но не сутками, как бывало в конце февраля. Американскую визу я получила уже в Варшаве», – делится она.
Елена вспоминает, как украинские мужчины прощались со своими семьями, которых они отправляли в Европу.
«Страшно было смотреть, как плакали мужчины расставаясь со своими близкими. Нет, они не рыдали, они просто закрывали ладонью глаза, но было видно, что внутри они сотрясаются от рыданий», – рассказывает Сикорская.
В Соединенных Штатах Елена вместе с Александром поставила несколько спектаклей в Калифорнийском русскоязычном театре «Ю», однако на сердце у нее было неспокойно. В Украине осталась масса незавершенных дел: нужно было помочь престарелым родителям с огородом, оставить им деньги, починить связь и машину, а также сделать им загранпаспорта, чтобы в случае опасности родители могли сразу же выехать в Европу. В результате летом Елена отправилась назад.
Счастливый Киев
Уезжая в Украину из Америки, Елена признается: вначале она взяла билет только в одну сторону, не будучи уверенной, что выживет и сможет вернуться в США. Вернуться в Киев, по словам Елены, было намного легче, чем выехать. Самолеты в Украину по-прежнему не летали, но на сухопутной границе уже не было огромных очередей.
«Я проезжала уже освобожденные Бучу и Ирпень, и это было очень страшно – видеть искореженные основы зданий. Это выглядело, как декорации для какого-то жуткого фильма: рядом с уцелевшими зданиями и зелеными деревьями лежали руины полностью разрушенных домов. Это сочетание выглядело особенно ужасающими. В Ирпене погиб мой знакомый актер Паша Ли. Еще до войны мы вместе снимались в полнометражном фильме «Хорошо, что мама не знала», и как раз успели снять все сцены с Пашей. Фильм еще не закончен, но нам обещают, что он обязательно будет завершен», – делится наболевшим Елена.
Тем не менее, военный Киев неожиданно порадовал ее.
«С удивлением я увидела, что люди улыбались друг другу. Если до войны многие были разобщены и выживали как могли, то сейчас все оказались в одной ситуации, перед одной общей бедой, и это очень объединило людей. Мы обнимались и встречались так, как будто виделись в последний раз. Конечно, тем, кто потерял близких, было не до улыбок, и они, напротив, жалели, что ракета попала не в них. Но в целом атмосфера в городе стала намного теплее, чем до вторжения. Многие вернулись из Европы и поняли, что лучше Украины для них ничего нет», – резюмирует актриса.
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York
Спектакль во время войны
Приехав назад, Елена увидела, что театр, в котором она играла, продолжает свои выступления. Поскольку многие актеры находились в вынужденной эмиграции, на сцене ставили уже не полноценные спектакли, а отрывки из пьес в сочетании с песнями и чтением стихов и прозы.
«Позвонила режиссеру и сказала, что приду на спектакль как зритель. Но когда я пришла в театр, режиссер сказала мне: «Нет, Лена, ты будешь играть». Однако дело в том, что этот спектакль изначально ставился на русском. Пока я была в США, его перевели на украинский, но я, не участвуя в подготовке новой постановки, помнила свою роль только на русском языке. Они решили рискнуть и разрешили мне сыграть на русском. В зале сидели в том числе военные, и я не знала, какую реакцию вызовет мой монолог. Удивительно, но после спектакля наши украинские военные подходили ко мне и благодарили – тоже на русском языке. Они говорили мне, что сами говорят на нем в окопах на передовой», – делится актриса.
Все актеры играли бесплатно, поскольку оплачивать билеты люди были не в состоянии. В Киеве ощущалось тотальное безденежье, но даже это не могло сломить дух горожан. Тем не менее, Елена уже решила для себя, что возвращается в Америку. По ее словам, выехать из страны во второй раз было намного легче. Сейчас она работает над новыми спектаклями, но в любой момент готова вновь приехать в охваченную войной Украину и поддержать дорогих ей людей.
Читайте также на ForumDaily:
Мы их ненавидим, но они – основа жизни на Земле: что будет, если исчезнут все вирусы на планете
Социальные программы в США, которые оплачивают продукты, медуслуги, связь
Топ-14 сайтов с бесплатными онлайн-курсами для освоения новой профессии или хобби
В США разрешили продавать слуховые аппараты без рецепта: как выбрать подходящий и сколько он стоит
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.