Бывший министр финансов Афганистана теперь таксует в США: как сложилась его жизнь - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Бывший министр финансов Афганистана теперь таксует в США: как сложилась его жизнь

До прошлого лета Халид Пайенда был министром финансов Афганистана, распоряжался бюджетом в $6 млрд — жизненной силой правительства, борющегося за свое выживание в войне, которая долгое время была в центре внешней политики США. Теперь же он разъезжает за рулем своей Honda Accord и работает в Uber. Бывший чиновник рассказал изданию The Washington Post, как сложилась его новая жизнь в США.

Фото: Shutterstock

Теперь, через семь месяцев после того как Кабул был захвачен талибами, Пайенда живет в Вудбридже (Вирджиния). И хотя на данный момент его успех измеряется сотнями долларов, а не миллиардами, он доволен своей жизнью.

«Если я совершу 50 поездок в течение следующих двух дней, то получу бонус $95», — сказал он.

Эта работа — его способ обеспечить свою жену и четверых детей после того, как он исчерпал свои скромные сбережения.

«Я невероятно благодарен за это», — заметил 40-летний мужчина.

Это была временная передышка от одержимости продолжающейся трагедией в его стране, которая страдала от катастрофической засухи, пандемии, международных санкций, краха экономики, голода и возрождения правления талибов.

Вопрос о том, что произошло и кто виноват, не давал покоя Пайенде. Он обвинил в этом своих собратьев-афганцев.

«Если говорить серьезно, у нас не было коллективной воли к реформам», — считает экс-министр. Он не обвиняет американцев в том, что они передали страну талибам. Он винит себя.

«Это ест тебя изнутри», — сказал он. Он чувствовал себя в ловушке между своей старой жизнью и мечтами об Афганистане и новой жизнью в Соединенных Штатах, которой он никогда не хотел.

«Сейчас у меня нет своего места, — сетует Пайенда. — Мне не место здесь, и мне не место там. Это очень пустое чувство».

По теме: Младенец потерялся во время эвакуации из Афганистана: спустя полгода его наконец нашли и привезут к семье в США

Он ушел с поста министра финансов за неделю до того, как талибы захватили Кабул. Тогдашний президент Ашраф Гани набросился на него на публичном собрании, а затем в частном порядке упрекнул его в том, что министерство не выплатило относительно небольшой платеж ливанской компании.

«Он был очень зол», — вспоминал Пайенда. По словам помощников, напряжение, вызванное уходом американцев, и наступление талибов выявили худшие черты афганского президента, который был неутомимым, но при этом мелочным, недоверчивым и вспыльчивым.

Пайенда не думал, что правительство вот-вот падет, но чувствовал, что потерял доверие президента. В какой-то момент он даже беспокоился, что Гани может арестовать его по ложным обвинениям. Поэтому быстро сел на самолет в США, где его ждали жена и дети, уехавшие за неделю до этого.

15 августа, в день, когда правительство рухнуло, Пайенда проснулся около 14:00 все еще изнеможенный от смены часовых поясов и уставший от просмотра новостей. И вдруг он увидел текстовое сообщение от регионального директора Всемирного банка в Кабуле.

«Какой грустный день», — гласило оно.

Чиновник заглянул в Twitter и узнал, что талибы теперь управляют Афганистаном. Тогда он написал: «У нас было 20 лет и поддержка всего мира, чтобы построить систему, которая будет работать на людей. Мы с треском провалились. Все, что мы построили, было карточным домиком, который так быстро рухнул. Карточный домик, построенный на фундаменте коррупции. Некоторые из нас в правительстве решили воровать, даже когда у нас был последний шанс. Мы предали свой народ».

В последующие часы коллеги Пайенды по кабинету министров начали обмениваться сообщениями в групповом чате WhatsApp — сначала в шоке и беспокойстве друг о друге, а затем в гневе. Они раскритиковали члена ближайшего окружения Гани, который бежал из страны вместе с президентом Афганистана и, похоже, читал их сообщения в WhatsApp из безопасного убежища.

«Проклята жизнь тех, кто бежал», — написал один из членов кабинета министров.

«У вас есть ответственность перед нами, — пожаловался другой. — Мы здесь как заключенные, а вы снаружи. Вы можете помочь».

Пайенда подумывал о том, чтобы присоединиться к обсуждению, но промолчал. «В чем смысл? — вспомнил он. — Это все равно, что почесать рану».

Семь месяцев спустя его прежний пост министра финансов занял друг детства основателя Талибана Мохаммада Омара, который сделал себе имя во время войны собирая деньги для террористов-смертников в Кандагаре.

«Как будто часть моей жизни — это история, которую мне рассказал кто-то другой и которую я не прожил», — отметил Пайенда.

Когда-то Пайенда посещал штаб-квартиры Всемирного банка и Международного валютного фонда, где проходили тренинги и встречи с коллегами-экономистами по поводу будущего его страны.

Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York

К этой работе его привлекло желание помочь родине, от которой он бежал в детстве. В 1992 году ему было всего 11 лет, когда в его районе Кабула вспыхнул обстрел — часть гражданской войны, последовавшей за крахом правительства, поддерживаемого Советским Союзом. Его семья покинула свой подвальный бункер и перебралась в Пакистан. Десять лет спустя, после того как американцы свергли Талибан, он вернулся, чтобы стать одним из основателей первого частного университета Афганистана.

Он работал в Агентстве США по международному развитию и Всемирном банке, а в 2008 году впервые приехал в Соединенные Штаты учась в Университете Иллинойса по стипендии Фулбрайта.

Даже в последние годы войны Пайенда был частью небольшой группы молодых реформаторов, получивших образование на Западе, которые все еще верили в возможность построения компетентной и демократической страны. В 2016 году он стал заместителем министра финансов, решив исправить некоторые недостатки планирования, из-за которых правительство не могло расходовать до 50% своего годового бюджета. К тому времени, когда Пайенда покинул правительство в 2019 году и временно переехал в Соединенные Штаты, он помог увеличить потраченную сумму до более чем 90%.

В ноябре 2020 года чиновник вернулся в столицу Афганистана, чтобы работать над краткосрочным проектом для Гани, когда его родители заболели COVID-19. Пайенда прервал свою работу и провел с ними 13 дней в отделении интенсивной терапии.

«Худшие 13 дней в моей жизни», — констатировал тогда он.

Больница — одно из лучших общественных учреждений в Кабуле — не могла позволить себе аппарат за $200, чтобы помочь его матери дышать.

Несколько недель спустя Гани предложил ему должность министра финансов. Жена Пайенды и бывшие коллеги убеждали его отклонить предложение: талибы набирали силу, американцы уходили, коррупция выкачивала огромные суммы из государственных доходов, а угроза убийства была реальной.

Но условия в больнице и страдания его матери убедили Пайенду, что он должен согласиться на эту работу. Сын знал, что шансы на успех были невелики, но он должен был попытаться.

Теперь он говорит своей жене, что хотел бы никогда не соглашаться на эту должность.

«Я видел много безобразия, и мы потерпели неудачу. Я был частью провала, — сознался экс-министр. — Трудно, когда ты смотришь на страдания людей и чувствуешь ответственность».

Пайенда среди прочего вместе с американским коллегой из Кабула читал курс о войне и восстановительных работах в Джорджтаунском университете. Плата за преподавательскую работу составляла всего $2000 в семестр, но Пайенда делал это не ради денег. Он надеялся, что курс поможет его студентам — будущим чиновникам Госдепартамента и гуманитарным работникам — увидеть конфликт с точки зрения тех, кто получает помощь от США и Европы, а не тех, кто ее предоставляет.

Курс также был местом, где Пайенда мог работать над вопросами, которые у него остались с войны. Что вызвало массовую коррупцию, разрушившую афганское государство? Эгоизм? Афганская бюрократическая некомпетентность? Стратегия США, которая наделяла силой полевых командиров, умевших хорошо убивать талибов независимо от их безжалостности или того, сколько они украли?

За несколько месяцев до падения Кабула Пайенда неожиданно посетил незаконный таможенный пост за пределами Кандагара, который приносил миллионы долларов в день — деньги, в которых отчаянно нуждались афганское правительство и военные. Когда он столкнулся с полицейскими, руководившими операцией, они взвели курки и направили на него винтовки. На видео инцидента, сохраненном на мобильном телефоне Пайенды, видно, как его служба безопасности выводит Пайенду из здания.

Одной из самых больших загадок для Пайенды было то, почему официальные лица США, по его мнению, фактически передали страну талибам в ходе мирных переговоров, исключивших избранное афганское правительство, на создание которого оно потратило более $1 трлн. Пайенда знал, что американцы устали от Афганистана.

Но он не мог понять, как военные чиновники и дипломаты США могли так легко отказаться от благородных принципов, за которые, по их словам, они боролись все эти годы. Когда он ехал по улицам Вашингтона, мимо зданий, где было принято так много решений о будущем Афганистана, ему казалось, что заверения американцев в том, что они заботятся о демократии и правах человека, не более чем «притворство».

«Возможно, изначально были благие намерения, но потом все изменилось», — заметил он.

Примерно раз в месяц аналитический центр приглашал Пайенду выступить на панели, посвященной текущему кризису в Афганистане. Работники гуманитарных организаций и бывшие правительственные чиновники говорили о младенцах, умирающих от голода, о матерях, продающих свои почки, и о родителях, продающих своих дочерей, чтобы выжить. Международные организации, которые могли помочь, такие как Всемирный банк, казалось, не знали, как оказать помощь не нарушая санкции США в отношении талибов.

Пайенда был особенно возмущен решением Байдена выделить $3,5 млрд из замороженных резервов афганского центрального банка в размере $7 млрд для возможных судебных разбирательств с участием выживших после терактов 11 сентября. Остальные деньги пойдут на гуманитарную помощь в Афганистане. Пайенда опасался, что в совокупности эти действия разрушат афганскую валюту, нанесут ущерб центральному банку и ввергнут еще больше афганцев в отчаянную нищету.

По теме: Сколько денег и жизней США потеряли из-за войны в Афганистане, и что будет дальше

Пайенда часто думал о том, чтобы начать новую карьеру, в которой он мог бы ясно видеть результаты работы каждого дня. Бывший чиновник представлял, как покупает и ремонтирует старые дома, занимается сельским хозяйством или открывает ресторан с женой.

Он все еще работал над исследованиями и отчетами по Афганистану для групп помощи, но в эти дни работы, связанной с Афганистаном, было недостаточно, чтобы оплачивать счета. Недавно ему предложили работу в сфере международного развития в Ираке, и хотя у него было искушение поехать, его жена, Хусния Сидики, отговорила его от этого. У них четверо детей в возрасте от 2 до 15 лет. «Дети нуждаются в тебе», — сказала она ему.

До прихода к власти талибов жена и дети Пайенды последние шесть лет делили большую часть жизни между Кабулом и своим домом в пригороде Вирджинии. В 2015 году они получили специальную иммиграционную визу, но Пайенда сказал, что никогда не представлял себе «будущее» в Соединенных Штатах.

«У меня была только одна страна, и это был Афганистан», — сказал он.

Иногда его мысли возвращались к 75-летнему отцу, который в августе был слишком слаб, чтобы пробиться сквозь толпу, заполнившую аэропорт Кабула, и сбежать. Пайенда знал, что мог бы легко помочь своему отцу получить турецкую визу до того, как страна пала, но он не ожидал, что крах наступит так быстро.

«Больше всего я сожалею о том, что мы были настолько сосредоточены на реформах, что забыли о более важных вещах, — сокрушался он. — Мне потребовалось бы время, чтобы получить визу».

Он думает о своих бывших коллегах, в том числе о генеральном директоре таможни, который был ранен во время августовского взрыва в аэропорту и тоже застрял в стране. Он хотел бы сделать больше, чтобы помочь им.

Как и многие афганцы, бежавшие из страны, Пайенда понял, что когда он пытается представить себе новое будущее, его мысли обращаются к его детям. «Я думаю, что счастливая, наполненная смыслом жизнь та, в которой вы воспитываете ответственных детей — осознающих, не слишком избалованных и не слишком материалистичных», — считает любящий отец.

Он хочет познакомить их с поэзией Афганистана, его историей и музыкой. И он хочет, чтобы они знали о его борьбе.

Но он не хочет обременять их, даже своего 15-летнего сына, рассказами о бедности и голоде. «Ребенок должен быть защищен от этого, — сказал Пайенда. — Но не слишком сильно».

Читайте также на ForumDaily:

Отличное решение для новых мигрантов: как получить деньги, не имея кредитной истории в США

Пить много кофе полезно: 3-4 чашки в день могут даже защитить от рака

Как и о чем говорить с американцами: личный опыт

Эти люди знают по пять языков: советы полиглотов о том, как овладеть иностранной речью

Шесть вещей, которые не стоит покупать в дисконтных магазинах

Афганистан министр Uber Наши люди
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1185 запросов за 1,247 секунд.