Нелегальный бизнес на беженцах: как мексиканская полиция, ‘помогаторы’ и картели зарабатывают на желающих попасть в США
Как уже сообщал ForumDaily, количество русскоязычных иммигрантов, подающих заявку на политическое убежище в США, резко возросло в последний год. Поскольку получить американскую визу в России практически невозможно, подавляющее большинство таких беженцев пытается попасть в США через южную границу, обращаясь за защитой на пункте пропуска. Однако переход границы не так прост, как может показаться, и существует целая индустрия, помогающая (но в первую очередь с выгодой для себя) новоприбывшим пересечь заветную пограничную черту. Иммигранты, сами недавно прошедшие этот путь, поделились с нами своими впечатлениями и наблюдениями.
Полицейский бизнес: «дырка в заборе» и облавы в отелях
Максиму Верникову из Екатеринбурга пришлось покинуть Россию резко, не имея возможности подготовиться к отъезду. Фактически, силовики поставили уральца перед выбором: или становиться лжесвидетелем, помогая фабриковать уголовные дела в отношении гражданских активистов, или оказаться в тюрьме. Максим предпочел третий вариант – выезд из страны. Он вылетел в Стамбул, оттуда добрался до Мехико, а затем – в Тихуану, где находится основной пункт пропуска через американскую границу.
Основным средством, откуда Максим получал информацию, стал тематический Телеграм-чат, где общались будущие иммигранты. По словам уральца, именно там люди знакомятся между собой, обмениваются информацией и даже порой договариваются вместе прибрести машину. Как отмечают адвокаты, в данном случае автомобиль – не роскошь, а зачастую единственный способ попасть в Америку, поскольку тех, кто пытается перейти границу пешим путем, пограничники разворачивают назад гораздо чаще, не давая возможности пройти на территорию США.
«Насколько я слышал, можно попасть в Штаты пешком, к примеру, через подземный тоннель, который подходит прямо к бреши в стене на границе США, и который, я подозреваю, мексиканские власти умышленно не закрывают, чтобы у них оставалась возможность зарабатывать на проводе иммигрантов. В чатах его называют просто – «дырка в заборе». Некоторые, насколько я знаю, умудрялись попасть в США, выстояв пешую очередь на границе и попросив убежище. Но да, в таких случаях вероятность, что вас развернут, намного выше», – рассказывает Максим.
Именно поэтому Максим Верников и его новые знакомые из иммигрантского чата решили, как и многие другие, в складчину приобрести автомобиль. Машины, по его словам, свободно продаются в Тихуане и тоже являются частью огромного бизнеса, развернувшегося вокруг перевода людей через границу.
«Понятно, что почти все иностранцы в Тихуане, если они не американцы – это желающие перейти границу. Полиция, в свою очередь, зарабатывает на том, что периодически захватывает этих людей и выпускает только за большие взятки. Иногда рейды проводятся на авторынках, иногда – в отелях. Один раз я сам едва не попал под такую облаву, которая нагрянула в отель, где я остановился. Мне повезло, что в тот день я уже сдал номер и успел быстро уйти оттуда», – признается Максим.
Беженец отмечает, что формально арест людей, легально находящихся в Мексике, незаконен, однако это мало волнует мексиканских полицейских. В лучшем случае попадающие в мексиканскую тюрьму смогут откупиться взяткой, в худшем – их будут держать за решеткой до окончания легального срока пребывания в стране, а затем депортируют на родину.
«Самый большой риск, когда вы переходите границу, это то, что вас развернут. Тогда вы тоже окажетесь в руках мексиканских, а не американских пограничников. К слову, машины, которые конфискуют на границе, полицейские продают обратно на авторынки, и это тоже составляет большую часть их бизнеса», – делится Максим.
Не меньше наживаются на беженцах и различные «помогаторы», услуги которых также часто обсуждаются в тематических чатах. Некоторые из них ограничиваются тем, что помогают выбрать хорошую машину на авторынке. Другие, как подозревают беженцы, связаны с мексиканской полицией, и за «умеренную» плату вызываются сообщить, когда ожидаются пересменки, и на границе будет стоять меньше офицеров.
«Словом, на этом зарабатывают как мексиканские власти, так и частные лица, и картели. Это огромный нелегальный бизнес», – подытожил иммигрант.
«Водителя выволокли, как террориста»
Приобретя машину, Максим и его новые знакомые отправились к границе. Как вспоминает уралец, первая пограничная линия представляет собой что-то вроде «лежачего полицейского», или, как ее называют иммигранты, «пупырки». Их обязательно нужно миновать, чтобы оказаться на американской территории.
«Второй этап – это пункт у шлагбаума, где ты уже окончательно подаешь документы и говоришь: «Мне нужно политубежище». Но туда трудно попасть, поскольку еще на «пупырках» стоит американский пограничник и требует показать документ, дающий право на въезд. Так было и с нами. Однако наш водитель резко нажал на газ и проехал мимо офицера, после чего мы уже юридически оказались на территории США. Теперь нас уже не могли вернуть в Мексику – с правовой точки зрения, мы совершили правонарушение на территории США, и они обязаны были нас задержать», – поясняет Максим.
Беженец отметил, что иногда американские пограничники встают прямо перед машиной, и водителям приходится ехать напролом, то есть, фактически, «посадить пограничника на капот». Это может принести водителю несколько дополнительных месяцев тюрьмы. К счастью, в его случае такого варианта удалось избежать.
«Тем не менее, пограничник был просто в ярости. Наш водитель заметил, что он уже готовился доставать пистолет. Он сразу же остановился, поднял руки. Его выволокли из машины, как террориста – очень жестко. Мы сказали, что нам нужно убежище. Это обязательно нужно проговаривать очень четко. После этого они уже обязаны были провести нас через все процедуры», – поясняет Максим.
Максима и его друзей отвели в приграничную тюрьму – ту самую, которая пользуется самой дурной славой среди иммигрантов. Уралец подтверждает: условия в этом центре содержания таковы, что некоторые начинают мечтать о депортации.
«Это подземное помещение, где нет часов и дневного света. Ты находишься в полной изоляции, не можешь даже позвонить адвокату. Круглосуточно горит белый свет одинаковой яркости. Словом, психологическое давление таких условий огромно. Ты спишь там на твердом матрасе, под одеялом из фольги. Там я провел 8 дней, в тесной камере на 12 человек. Там проводят краткий опрос по твоей ситуации, но при этом предоставляют переводчика», – вспоминает Максим.
«Люди не знали, день сейчас или ночь»
Беженцы признаются: рассчитать, кого отпустят, а кого нет, практически невозможно, но, сравнивая опыт друг друга, иммигранты выявили некоторые закономерности. По их словам, первые 8 месяцев президентства Джо Байдена практически всех, кто просил убежище на границе, выпускали на свободу за редчайшим исключением. Однако с начала декабря ситуация резко изменилась, и задерживать стали почти всех, кроме родителей с маленькими детьми.
Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York.
Другим беженцам из Екатеринбурга, Елене Парий и ее супругу Виктору Балдину повезло больше – они переходили границу в октябре, и после нескольких дней задержания в приграничной тюрьме оказались на свободе.
«Когда мы почти уже подъехали к границе, ребята из чата написали нам, что хотели бы поехать вместе с нами. Мы вернулись и забрали их. Нас остановили, но полицейский общался с нами очень доброжелательно. Потом нас перевели в центр задержания, забрали все вещи и посадили в холле, в железные кресла. Был интересный случай: когда пограничники вызвали «Елену», вместо меня пошла другая женщина, очевидно, тезка. Американцы с трудом выговаривают наши фамилии, и она действительно могла не понять, что речь шла не о ней. Но почему-то она подписала протокол, и все равно не обратила внимания, что там стоит чужая фамилия. В итоге мне принесли документы на ее имя, и из-за этой путаницы я сидела и ждала беседы больше суток», – вспоминает Елена.
Потом женщину отправили в камеру, где было 22 человека. Люди лежали на матрасах на полу, под желтой фольгой.
«Тем не менее, там не было слишком холодно. Но я видела, что люди, которые находятся там несколько дней, не понимают, день сейчас или ночь. К примеру, там были девушки из Армении, подделавшие документы для перехода границы. Они находились в заключении уже неделю и очень тяжело переживали это. Там нечем чистить зубы, негде мыться, словом, условия действительно тяжелые», – рассказывает беженка.
По словам иммигрантов, такие условия словно специально созданы для того, чтобы люди «возненавидели Америку». Однако, если расчет и был таким, он явно не удался. Максим Верников, как и многие другие, пересекавшие границу, сейчас исполнены оптимизма и надежд начать новую жизнь, оставив самые тяжелые воспоминания позади.
Читайте также на ForumDaily:
Русский отдых в Америке: самые популярные виды досуга среди диаспоры
Пять самых экзотических достопримечательностей США
Как я была спонсором беженца в США: документы, обязательства и риски
Проблемы беженцев на южной границе США: иммиграционный адвокат объяснила, как их решить
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.