NYT: у Трампа и его людей появляется все больше вопросов к Байдену по поводу конфликта интересов из-за Украины
Имя бывшего вице-президента США, а ныне одного из участников президентской гонки среди демократов Джо Байдена в последнее время фигурирует в множестве скандалов, начиная от нежелательных контактов с женщинами и заканчивая возможной причастностью к коррупционным схемам в Украине, в которых был задействован его сын Хантер Байден. New York Times опубликовал свое расследование о связях Джо Байдена и его сына Хантера с Украиной. ForumDaily предлагает перевод этого материала.
Джо Байден во времена вице-президентства с энтузиазмом воспринимал свою внешнеполитическую роль, запугивая печально известное своей коррупцией правительство Украины. Одно из самых запоминающихся выступлений Байдена состоялось в Киеве в марте 2016 года: тогда он пригрозил лишить Украину миллиарда долларов кредитных гарантий США, если украинские лидеры не уволят главного прокурора страны Виктора Шокина, обвиняемого в том, что он закрывает глаза на коррупцию в собственном ведомстве и среди политической элиты Украины, — пишет New York Times.
Кампания давления сработала. Генеральный прокурор Виктор Шокин, которого критиковали и другие западные страны и международные кредиторы, был отправлен в отставку украинским парламентом.
Среди тех, кто был заинтересован в таком результате, был младший сын Байдена — Хантер. В то время он состоял в совете директоров энергетической компании Burisma Holdings, принадлежащей украинскому олигарху Николаю Злоческому, который находился в поле зрения уволенного генерального прокурора.
Хантер Байден — юрист, получивший образование в Йельском университете, который работал в совете директоров Amtrak, нескольких некоммерческих организациях и аналитических центрах, но не имел никакого опыта в Украине. Кроме того, всего за несколько месяцев до этого он был уволен из резерва ВМС США после положительного теста на кокаин. Ему платили около 50 000 долларов в месяц за работу в украинской компании Burisma Holdings.
Общие сведения о том, как роли Байденов пересекались в Украине, уже достаточно давно известны широкой публике. Однако представители бывшего вице-президента утверждают, что он всегда действовал в интересах политики Соединенных Штатов, независимо от действий своего сына, никогда не обсуждал этот вопрос с Хантером и что он якобы узнал о роли своего сына в украинской энергетической компании из новостей.
Но новые подробности об участии Хантера Байдена в деле, а также решение нынешнего генерального прокурора Украины Юрия Луценко возобновить расследование по делу о Burisma, вернули проблему в центр внимания именно тогда, когда старший Байден начал свою президентскую кампанию в преддверии выборов 2020 года.
Выяснилось, что Хантер Байден и его американские деловые партнеры были частью усилий Burisma по привлечению демократов с хорошими связями в тот период, когда расследования относительно компании велось не только украинскими силами, но и чиновниками в администрации Обамы. На тот момент работа Хантера Байдена в Burisma вызвала обеспокоенность у чиновников Госдепартамента тем, что могла осложнить дипломатическую деятельность вице-президента Байдена в Украине.
«У меня не было никакой роли в отношении какого-либо расследования по делу Burisma или любого из ее должностных лиц, — заявил Хантер Байден на днях. — Я четко ограничил свою роль, сосредоточив внимание на передовой практике корпоративного управления, чтобы способствовать стремлению Burisma к глобальному расширению».
Хантер Байден, который покинул совет директоров Burisma в апреле, был одним из многих политически заметных американцев, которые за последние десять лет заработали деньги в Украине. В нескольких случаях (особенно это касается бывшего главы предвыборной кампании Трампа Пола Манафорта) такой бизнес подвергся уголовному расследованию, которое выявило сомнительную сторону работы западных консалтинговых компаний в Украине.
The New York Times отмечает, что Трамп и его союзники активно обращали внимание на вскрывшиеся обстоятельства дейтельности Хантера Байдена в Украине. Они обнародовали и даже поощряли это и другие расследования, связанные с Украиной. По мнению издания, это подчеркивает обеспокоенность приближенных Трампа предвыборной угрозой, которую представляет собой президентская кампания Байдена.
Усилия команды Трампа по привлечению внимания к работе Байденов в Украине частично возглавил Рудольф Джулиани, который был адвокатом Трампа в ходе расследования специального прокурора Роберта Мюллера. Участие Джулиани поднимает вопрос о том, поддерживает ли Трамп попытку подтолкнуть украинское правительство к рассмотрению дела, которое может нанести вред его оппоненту в США.
Джулиани обсудил расследование дела Burisma и его связи с Байденом с уволенным генпрокурором Виктором Шокиным и нынешним генеральным прокурором Украины Юрием Луценко. В этом году он не раз встречался с Юрием Луценко в Нью-Йорке. Последний рассказывал коллегам, что во время одной из встреч Джулиани с воодушевлением позвонил Трампу, чтобы сообщить ему о своих выводах.
Джулиани отрицает, что такой звонок был, но подтверждает, что не раз обсуждал этот вопрос с Трампам. Последний в свою очередь недавно заявил, что хотел бы, чтобы генеральный прокурор Уильям Барр посмотрел на доказательства, собранные украинскими прокурорами. Джулиани также не раз призывал Департамент юстиции изучить работу Байденов в Украине и другие связи между Украиной и США.
Джулиани также сообщил, что начал заниматься этим вопросом, пытаясь предоставить Мюллеру доказательства того, что демократы вступили в сговор с симпатизирующими им украинцами, чтобы повлиять на результаты президентских выборов.
«Я могу заверить вас, что все это началось с заявления о возможном участии украинцев в расследовании российского вмешательства, а не Байдена, — сказал Джулиани. — Часть, касающаяся Байдена, все еще должна быть изучена, но без предубеждений и теорий заговора».
Решение о возобновлении расследования в отношении Burisma было принято в марте нынешним генеральным прокурором Украины и в некоторых кругах рассматривалось как попытка Юрия Луценко заручиться поддержкой администрации Трампа для своего босса и союзника, действующего президента страны Петра Порошенко.
Порошенко проиграл на президентских выборах Владимиру Зеленскому, который сразу сообщил, что заменит Юрия Луценко на посту генерального прокурора. Зеленский не сказал, будет ли назначенный им прокурор продолжать расследование.
Заместитель Луценко, прокурор Константин Кулик, который вел расследование, сказал The New York Times, что тщательно изучает выплаты на сумму в миллионы долларов, которые Burisma заплатила Хантеру Байдену.
Издание отмечает: нет никаких доказательств того, что бывший вице-президент намеренно пытался помочь своему сыну, добиваясь отставки генерального прокурора. Более того, некоторые из его бывших соратников говорили, что Байден никогда не делал ничего, чтобы удержать других должностных лиц администрации Обамы, которые настаивали на том, чтобы Соединенные Штаты поддержали уголовные расследования украинских и британских властей (и, возможно, начали собственное расследование) в отношении Burisma и ее владельца Николая Злочевского за возможное отмывание денег и злоупотребление служебным положением.
Кампания Байдена назвала возобновление украинского расследования «политически мотивированным» и отметила участие Джулиани, ставя под сомнение мотивы таких действий. Юрий Луценко отрицал какую-либо политическую мотивацию в возобновлении дела.
Кейт Бедингфилд, пресс-секретарь кампании Байдена, заявила, что попытка бывшего вице-президента в 2016 году свергнуть бывшего генерального прокурора Виктора Шокина была предпринята «без учета того, как это повлияет или не повлияет на деловые интересы его сына, частного гражданина». Усилия, по ее словам, соответствовали «внешней политике Соединенных Штатов по искоренению коррупции в Украине» и были поддержаны правительством Соединенных Штатов, союзниками и многосторонними институтами, включая Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Сын Байдена сказал, что «никогда не обсуждал с отцом бизнес компании или услуги совета директоров, включая свое первоначальное решение вступить в совет».
49-летний Хантер Байден — средний из трех детей от первой жены Байдена Нейлии. Жена и самый младший ребенок погибли в автомобильной катастрофе в 1972 году. Хантер и его старший брат Бо пережили аварию, и Бо Байден начал карьеру на государственной службе. Он умер от рака мозга в 2015 году в возрасте 46 лет.
После окончания Йельского юридического факультета Хантер Байден взял на себя ряд ролей, которые пересекались с политической карьерой его отца, включая работу с эмитентом кредитных карт в штате Делавэр, работу в коммерческом департаменте при президенте Билле Клинтоне и лоббистскую деятельность от имени различных университетов, ассоциаций и компаний.
Когда его отец был выбран напарником Барака Обамы в 2008 году, Хантер Байден прекратил свою лоббистскую работу, в том числе, перескавшуюся с отцовской деятельностью.
Через несколько месяцев после того, как его отец стал вице-президентом, Хантер Байден присоединился к Кристоферу Хайнцу, пасынку бывшего тогда сенатором Джона Керри и другу семьи Керри — Девону Арчеру, чтобы создать сеть инвестиционных и консалтинговых фирм с различными вариациями названия Rosemont Seneca. Керри позже станет государственным секретарем США.
Байден и Арчер вели деловые отношения с международными организациями, которые были заинтересованы в американских внешнеполитических решениях, иногда в странах, где связи подразумевали политическое влияние и защиту.
Среди компаний, в которых они работали, была газовая фирма Burisma, принадлежащая Николаю Злочевскому, который почти 4 года работал в правительстве ныне беглого президента Украины Виктора Януковича, ушедшего в отставку в 2014 году.
После бегства Януковича Злочевский также покинул страну, поскольку украинские прокуроры начали многочисленные расследования его деятельности. Британское бюро по борьбе с мошенничеством в крупных размерах заморозило лондонские счета, связанные со Злочевским, на которых было 23 миллиона долларов — заявление гласило, что эти деньги связаны с отмыванием средств и коррупцией времен Януковича (позже дело прекратили из-за того, что Генеральная прокуратура Украины, которую в тот момент возглавлял предшественник Шокина, не предоставила необходимые документы).
Когда Шокин стал генеральным прокурором в феврале 2015 года, он «унаследовал» несколько расследований в отношении компании Злочевского, в том числе по подозрению в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Шокин также начал расследование в отношении предоставления выгодных лицензий на газ компаниям, принадлежащим Злочевскому в тот период, когда он возглавлял Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Злочевский и Burisma всегда оспаривали обвинения против себя.
По теме: Мнение: почему Джо Байдена больше никогда не стоит подпускать к Белому дому
Как среди украинских, так и американских чиновников ведутся серьезные споры о том, намеревался ли Шокин проводить законное расследование в отношении Burisma или он просто использовал угрозу судебного преследования для получения взятки, как утверждают защитники Злочевского.
Несмотря на обеспокоенность Шокина, дела против Burisma были поддержаны администрацией Обамы на высоком уровне. В начале того же года Арчер и Хантер Байден стали частью целой волны американцев, которые приедут из-за Атлантики, чтобы помочь Burisma с ее юридическими проблемами и с имиджем. Их поддержка позволила Burisma создать впечатление, что компания была поддержана влиятельными американцами в то время, когда Украина была особенно зависима от помощи и стратегической поддержки Соединенных Штатов и их союзников.
Сначала Арчер вошел в совет директоров Burisma. Примерно в то же время компания начала платить нью-йоркской юридической фирме Boies Schiller Flexner, где работал Хантер Байден. Фирма, которую Байден покинул в конце 2017 года, отказалась описать характер работы для Burisma. Но финансовые данные из украинской Генеральной прокуратуры показывают, что компания заплатила 283 000 долларов Boies Schiller в 2014 году.
Вскоре после того, как Арчер вошел в совет директоров Burisma, за ним последовал Хантер Байден, несмотря на то что соратники, имевшие опыт работы в Украине, были предупреждены держаться подальше от Злочевского.
В пресс-релизе компании говорилось, что Хантер Байден «будет отвечать за юридическое подразделение холдинга и оказывать поддержку компании среди международных организаций». Байден сказал, что пресс-релиз не соответствует его роли в Burisma. «Я ни разу не отвечал за юридические вопросы компании», — сказал он.
Среди американцев, привлеченных американскими деловыми партнерами Хантера Байдена для помощи в расследовании, была Blue Star Strategies, консалтинговая фирма, управляемая ветеранами администрации Клинтона, которая проделала значительную работу в Украине. Команда Blue Star и американский юрист Джон Буретта, который работал старшим должностным лицом в министерстве юстиции Обамы, провели две встречи в Киеве с Луценко. Сам Луценко факт встреч опровергает.
Луценко изначально занял жесткую позицию против Burisma. Но в течение 10 месяцев после его вступления в должность Burisma объявила, что Луценко и суды «полностью закрыли» все «судебные разбирательства» против Злочевского и его компаний, и что олигарх был удален из списка «разыскиваемых». Злочевский вернулся в страну.
Работа Хантера Байдена в Украине, похоже, хорошо компенсировалась, отмечает издание. Burisma выплатила 3,4 миллиона долларов компании Rosemont Seneca Bohai LLC с середины апреля 2014 года, когда Хантер Байден и Арчер вошли в совет директоров, до конца 2015 года, согласно финансовым данным, предоставленным заместителем прокурора Украины. Платежи продолжались и после этого.
Rosemont Seneca Bohai контролировалась Арчером, покинувшим правление Burisma после обвинения в связи со схемой обмана пенсионных фондов и индейского племени на десятки миллионов долларов. Банковские записи, представленные по этому делу показывают, что компания регулярно выплачивала Байдену до 50 000 долларов в некоторые месяцы.
Амос Хохштайн, который работал с вице-президентом Байденом по вопросам Украины в качестве координатора Госдепартамента по международным энергетическим вопросам, заявил, что поддержка преследования Злочевского администрацией Обамы противоречит всем предположениям о том, что старший Байден пытался свергнуть Шокина, чтобы защитить своего сына или Злочевского.
«Я был почти на каждой встрече, которую вице-президент Байден проводил с президентом Порошенко, я был в каждой поездке, и я присутствовал при большинстве телефонных звонков. Речь никогда не заходила о его сыне или Burisma», — сказал Хохштайн.
Ранее Хантер Байден заявил, что срок его полномочий в качестве директора истек и он покидает совет директоров Burisma в политическом климате, «где моя квалификация и работа подвергаются нападкам со стороны Руди Джулиани и его людей с очевидными политическими целями».
Читайте также на ForumDaily:
Соратник Обамы опережает Трампа по популярности среди кандидатов на выборах 2020 года
Байден заявил об участии в президентской гонке 2020 года: Трамп тут же съязвил
Генпрокурор Украины признал, что посол США не давала ему ‘список неприкосновенных’
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.