Чего в Москве и Вашингтоне ждут от встречи Путина и Трампа
Подготовка Кремля и Белого дома к первой полноценной встрече президентов вышла на финишную прямую. Позади визит в Москву советника президента США «ястреба» американской политики Джона Болтона и группы сенаторов, один из которых заявил, что иметь дело с российским правительством «все равно что иметь дело с мафией».
Встреча двух лидеров состоится 16 июля в Хельсинки. Чего в Москве и Вашингтоне ожидают от этой встречи?
Русская служба Би-би-си спросила об этом бывшего посла США в России, бывшего замгенсекретаря НАТО Александра Вершбоу и генерального директора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова.
Какие настроения на Западе и в России перед встречей Трампа и Путина?
Вершбоу: «Думаю, что в данный момент ситуация выглядит в лучшем свете и для США, и для иностранных партнеров, после того как стало понятно, что первыми, с кем будет встречаться Трамп, будут партнеры Америки по НАТО. Это свидетельствует о том, что у США и НАТО есть общая позиция.
Но между ними накопилось и достаточно противоречий и разногласий, которые непременно выльются в дискуссию и дебаты. В частности, Трамп настаивает, что партнеры по НАТО должны больше тратить на свою оборону.
Маловероятно, что Трамп приедет на встречу в Хельсинки, имея поддержку объединенного НАТО за своей спиной. И это своеобразный подарок для президента Путина, потому что его мечта — разобщенное, разъединенное НАТО, и в этой связи Трамп, конечно, помогает ему приблизиться к своей цели».
Кортунов: «Сам факт встречи, конечно, рассматривается как крупная дипломатическая победа России. Россия ставила вопрос о двухстороннем саммите неоднократно, с самого начала пребывания у власти нынешней администрации. Были надежды, что саммит состоится намного раньше. По ряду причин он несколько раз откладывался.
За два года состоялись полторы встречи — в Гамбурге и краткая встреча на саммите АТЭС во Вьетнаме. В результате встречи Путин получает то, что он хотел. И, конечно, сам факт будет использован в полной мере как подтверждение, что Россия не изолирована, что она воспринимается как серьезный полноправный участник мировой политики, а по некоторым вопросам даже как ведущий участник. Все это укрепляет позиции Путина как внутри, так и на Западе».
Могут ли лидеры договориться по украинскому вопросу?
Вершбоу: «Украина — самый важный вопрос для обсуждения в разговоре двух президентов. Она стала тем триггером, который привел к охлаждению отношений между двумя странами, поскольку Россия нарушила международное законодательство, потому что она нарушила Хельсинский заключительный договор, силой изменив границы государств, ввязавшись в необъявленную войну на территории суверенного государства на Донбассе.
Было бы замечательно, если бы президент [Трамп] смог заставить Путина действительно имплементировать Минские соглашения, согласиться на реальное миротворческое присутствие, которое бы действительно сделало возможным выполнение Путиным соглашения. Это было бы величайшим успехом.
С другой стороны, если президент «купится» на один из исторических аргументов Путина относительно причин конфликта и чего-то подобного тому, что Путин в свое время рассказывал президенту Бушу, дескать, Украина — ненастоящая страна, тогда, конечно, результаты встречи будут весьма негативными».
Кортунов: «Действительно, это важная тема. И, может быть, одна из самых важных в отношении Россия и Запада. Но я не уверен, что на встрече в Хельсинки она станет центральной. Непонятно, что стороны могут друг другу предложить. Зафиксировать позиции можно, но это было уже сделано неоднократно.
Но США не являются участниками процесса. Ну а потом, всем известно, что в Украине начался избирательный сезон и это существенно ограничивает любое проявление гибкости со стороны украинского руководства. Стороны с разных сторон конфликта говорят, что вряд ли в этом году ситуация существенно изменится. Все хотели бы прорыва, но пока предпосылок не видно».
Возможна ли отмена санкций США?
Вершбоу: «В отношении санкций Трамп может действовать только с полного одобрения конгресса — это часть закона, принятого летом прошлого года. Но кое-что в одиночку он все-таки может делать: он может отменять высылку дипломатов, закрытие консульств, даже отдать назад дачу в Мэриленде.
Но и [спецпредставитель госдепартамента Курт] Волкер, и многие эксперты и аналитики активно проталкивали идею выполнения Минских соглашений Москвой в обмен на снятие санкций, связанных с Донбассом. Это могло бы стать позитивной эволюцией отношений и помочь нам разрешить другие проблемы.
Но нет сигналов и признаков того, что Путин собирается хоть каким-то образом даже разговаривать о Минских соглашениях, нет никаких изменений в каждодневных атаках россиян и сил, которые они поддерживают, на линии соприкосновения. Я не думаю, что Украина будет разменяна или продана, это кошмарный сценарий».
Котунов: «Отношение Москвы известно: мы не ведем переговоры об условиях снятия санкций. Но я допускаю, что эти вопросы неофициально могут быть обсуждены. Плюс вопросы экстерриториального характера американских санкций, которые затрагивают и третьи страны.
И важное — восстановление нормального дипломатического обмена между Россией и США. Прекращение войны дипломатических высылок, восстановление работы дипучреждений, налаживание работы консульств, налаживание выдачи виз и прочие шаги по восстановлению нормальных дипотношений между странами».
Что с Сирией?
Вершбоу: «Трамп всегда говорит о сотрудничестве между странами, но мы уже увидели в Сирии, что США и Россия сражаются в абсолютно разных войнах. Россия воюет, чтобы спасти режим [сирийского президента Башара] Асада, давая Ирану новый стратегический плацдарм, равно как и «Хезболле». США пытаются помочь более умеренным силам, которые систематически пытаются уничтожить.
Таким образом, я не вижу у сторон согласованной позиции по сирийскому вопросу».
Кортунов: «Основные болевые точки — Украина, Иран, КНДР и, безусловно, Сирия.
По Сирии можно достичь конкретных договоренностей по юго-западу страны. Речь идет о размежевании сил Ирана и Израиля вдоль границы и в районе Голанских высот.
И по «северному периметру», там где находятся американо-курдские силы и где находятся турецкие силы (Африн), с которыми конфликтует Дамаск».
Каких результатов ждут в Вашингтоне и Москве?
Вершбоу: «Идеальным сценарием было бы, если Путин покажет признаки того, что он готов говорить о введении миротворческой миссии, которая, по сути, сделает Донбасс местом международного контроля на несколько лет, на время переходного периода.
Важно, чтобы эти международные силы были введены на всю территорию Донбасса, в том числе и на границу между Россией и Украиной. Если Путин искренне захочет пойти на такой шаг — это будет невероятный прорыв, который действительно стабилизирует российско-украинские отношения, это позволит нормализировать отношения США и НАТО, возможно, снять санкции, нормализовать экономические отношения.
Однако более реалистичный сценарий выглядит так: стороны должны договориться о регулярности диалога друг с другом, о чем должны проинструктировать министров иностранных дел и обороны, чтобы те выработали реальные решения — вместо того, чтобы те продолжали притворяться, вместо того, чтобы действительно договариваться друг с другом.
Я опасаюсь, что россиян гораздо больше занимает сам факт [встречи Путина и Трампа] как таковой, чем реальные договоренности и результаты».
Кортунов: «Наверное, наиболее важный и заметный вопрос, где можно достичь результатов — сохранение и укрепление контроля в России и США над стратеги вооружениями. Знаем, с какими сложностями сталкивается договор об РСМД [договор о ликвидации ракет средней и малой дальности], а также есть сложности по продлению договора об СНВ [договор о сокращении стратегических наступательных вооружений].
В целом для России важно сменить тренд в отношениях с США, сменить вектор с негативного на позитивный. Чтобы встреча завершилась поручениями обоих президентов дать инструкции военным, дипломатам, представителям спецслужб о начале диалога и начале подготовки более конкретных, детальных документов по разным направлениям.
Так всегда было еще с советских времен. Встречи на высшем уровне всегда заставляли двигаться не очень быстрые шестеренки государственных машин.
Допускаю, что будет достигнута договоренность о проведении второго саммита или двухсторонней встречи на одном из международных мероприятий для подведения итогов и результатов саммита в Хельсинки. Но очевидно, что в интересах обоих лидеров представить результаты переговоров в Хельсинки, даже если они окажутся скромными, в качестве большого успеха.
Насколько он потом будет подхвачен и закреплен на более низких уровнях — вопрос остается открытым. Дальнейшая имплементация соглашений будет нелегкой. Но без нее вообще ничего не возможно. Думаю, что встреча в Хельсинки открывает если не окно, то форточку возможностей».
Читайте также на ForumDaily:
Какие подарки делает Трамп лидерам других стран и что подарит Путину
СNN узнала о планах Трампа заключить сделку с Путиным по Сирии
The New Yorker: Путин попытается сотворить чудо во время встречи с Трампом
Зачем Трамп отправляется на неделю в Европу: все планы президента
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.