Нужна ли детям школьная домашняя работа? Опыт США
Наш ребенок учится в третьем классе одной из государственных (public) школ в Вирджинии и получает задание на дом сразу на неделю. Это — математика и составление списка прочитанных книг, в котором он должен указать название, автора и продолжительность чтения. Почему в третьем классе ему задают на дом меньше, чем в прошлом и позапрошлом году, рассказала Татьяна Ворожко в блоге для Голоса Америки.
Во втором классе почти вся домашняя работа была на компьютере — в I-Ready и DreamBox. Это — специальные учебные программы, которые диагностируют уровень готовности детей и, в форме видеоигр, дают им соответствующие их уровню задачи. Кроме оценок, родители получают распечатки с диаграммами прогресса ребенка.
Конечно, сыну делать это нравилось, и с нашей стороны нужно было только следить, чтобы он не засиживался. Но меня, как и других родителей, несколько беспокоило, что это увеличивало время, которое он проводит перед компьютером и которое и так трудно ограничивать.
Еще в США любят в школах давать на дом проекты, которые надо выполнять раз в неделю или даже в месяц. Самое сложное было в нулевом классе (kindergarten), когда ежемесячно нужно было делать какой-то художественный проект. Я, тогда малоопытная мама школьника, о нем вспоминала в ночь накануне сдачи, и мы всей семьей панически резали, писали, клеили и разрисовывали. Однажды при выполнении композиции «Индианка, которая скрывается в цветах», я так упорно резала цветы из цветной бумаги, что потом неделю не могла сжать правую руку в кулак.
В первом классе четыре раза в неделю надо было готовиться с ребенком к диктанту; раз в месяц — сдавать список прочитанных книг; а еще два раза в неделю — делать простые проекты.
Все это требует от родителей хороших организационных навыков, но если что-то забудете — не проблема. Но за задание, не сделанное пару раз, учительница ругать ребенка не будет и двойку не поставит. В нулевом классе на родительском собрании классный руководитель призвала нас не принуждать детей — главное не убить в них желание учиться.
Сами же оценки ставят по результатам тестов и прогресса ребенка. Также учителя, по меньшей мере, в младших классах, не цепляются к исправлениям в тесте. Главное, чтобы ответ был правильным.
Нужна ли детям домашняя работа? Дебаты продолжаются
Дебаты, нужно ли детям делать домашнюю работу и, если да, как много, в США продолжаются уже более века. В начале прошлого столетия «Домашний журнал леди» развернул кампанию против домашней работы, убеждая, что детям после школы лучше играть или смотреть на облака. Их усилия оказались настолько удачными, что в 1901 году в штате Калифорния «домашние задания» законодательно запретили (позже этот запрет отменили).
В общем, публичное мнение в США по объему домашней работы колеблется циклически: в начале прошлого века считалось, что разум — это мышца, которую надо «накачивать», и домашняя работа в этом помогает. В 40-х годах начали переосмысливать саму систему образования и домашнюю работу как пережиток 19-го века. Но, после того как Советский Союз, опередив США, вывел на орбиту спутник, американцы подсуетились и снова заговорили о важности домашней работы для школьников. Но продолжалось это недолго — в 60-х, под влиянием «культурной революции» в США зазвучали голоса, детям надо больше играть, рисовать и творить. В 80-х снова вспомнили о мировой конкуренции, а теперь распространено мнение, что домашняя работа является источником чрезмерного индивидуального и семейного стресса.
В то же время сам объем работы, которую дают детям на дом, остается более или менее стабильным, цитирует сайт для родителей greatschools.com исследователя корпорации Рэнд Брайана Хилла.
Согласно исследованию МетЛайф 2007 года, 45% учащихся 3-12 классов тратят на домашнюю работу больше часа в день, включая 6%, которые тратят более 3 часов. Более половины учеников тратят меньше часа в день на «домашнее задание».
Национальная Ассоциация родителей и учителей, а также национальная образовательная ассоциация рекомендуют детям в первом классе давать домашнюю работу, которую можно сделать за 10 минут, увеличивая ее с каждым учебным годом на 10 минут. В нашей школе, как и во многих других учебных заведениях США, эти рекомендации превышают рекомендуемое время иногда в три раза.
Идет ли домашняя работа детям на пользу?
Согласно исследованию профессора Университета Дюка Гариса Купера, такой вывод однозначно можно сделать только для старшеклассников. Существует некоторая положительная корреляция с достижениями учащихся средних классов и … ни одной — для юных учеников!
Как родителям правильно помогать детям делать домашнюю работу? Советы экспертов
Исследователи также установили, что больше всего споров и стресса вокруг домашней работы возникает в семьях, где у родителей нет высшего образования. Более образованные родители лучше способны оценить, соответствует ли задача уровню готовности ребенка, и не колеблются выражать свое мнение учителю. Менее образованные склонны обвинять во всех школьных проблемах собственного отпрыска, потому что «он болван и непонятно, чем в школе занимается».
В некоторых школах в младших классах от домашней работы вообще отказываются, в других — во всех классах — экспериментируют с новыми подходами.
Один из новаторских методов, который распространяется в американских школах — «перевернутый класс» (flipped classroom). На дом учителя задают посмотреть видео-лекцию с новым материалом, часто подготовленную Khan Academy или Ted Talks. А практические задания дети делают в классе, где им может помочь учитель или одноклассник. Идея мне нравится. У всех нас были учителя, которые пересказывали главу из учебника, а затем вместо них родители должны были учить, как высчитывать проценты или писать рассказы. А родители, может, и не умели.
А помощь ровесникам — вообще лучший способ усвоить материал. Я помню, как в классе 8-9 показывала одноклассникам, как делать сечение куба, — на третьем кубе я и сама поняла.
Родителям же психологи, в частности Джессика Лейг, советуют следующее. Дать детям самим решать, когда им делать домашнюю работу — сразу после школы или даже утром, потому что всем нужна какая-то автономия и контроль. А также — не исправлять ошибки ребенка, не говоря уже о том, чтобы делать домашние задания за них. Дети должны научиться совершать ошибки, уметь справиться с поражением и самостоятельно мотивировать себя на достижение успеха.
Читайте также на ForumDaily:
Пять особенностей американских школ, которые удивят иммигрантов
С какими проблемами сталкиваются родители будущих школьников в Нью-Йорке
История успеха высшего образования в США
Мы его теряем: зачем детям иммигрантов русский язык
Как детский спорт в США опустошает кошельки родителей
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.