Кто такие белые националисты и чего они хотят?
Привлекательный своей причудливостью университетский городок Шарлоттсвилль в Вирджинии, где все еще чувствуется наследие рабства, на прошлых выходных стал эпицентром стычек между белыми националистами и другими правыми группами с одной стороны и протестующими с другой стороны. Поводом для конфликта стало запланированное снесение статуи конфедерата Генерала Роберта Ли в городском парке.
Протест под названием Unite the Right собрал под своими знаменами мужчин с флагами конфедерации, членов ку-клукс-клана, неонацистов и вооруженных ополченцев. Они скандировали «You will not replace us» («Нас не заменить») и обменивались пересвистами и залпами перечного газа с теми, кто пришел протестовать против них.
Когда полиция разгоняла толпу, в «оппозиционеров» протеста въехал автомобиль — один человек погиб, 19 получили ранения. В стычках были ранены еще 15 человек.
Губернатор Тэрри МакОлиф объявил чрезвычайное положение и вызвал нацгвардейцев. Эксперты из Южного центра правовой защиты бедных назвали событие «самым большим сборищем ксенофобов за последние несколько десятилетий».
Так кто такие белые националисты и чего они хотят?
Термин «белый национализм» возник как эвфемизм для выражения «господство белой расы». Оно означает убеждение, что белые люди — лучше всех других рас, и поэтому должны доминировать в обществе, объясняет Орен Сигал, директор Центра против клеветы и экстремизма.
Людей, придерживающихся этих убеждений, еще называют ультраправыми, «индентарианцами» и расовыми реалистами. Впрочем, это всего лишь ребрендинг, «новое имя для старой ксенофобии», говорит Сигал.
Термин «ультраправые» придумал Ричард Спенсер, президент Института национальной политики (экспертно-аналитического центра с уклоном в сторону господства белой расы) и редактор Radix Journal. Он говорит: «Я не использую термин “белый националист” по отношению к себе. Мне нравится термин “ультраправые”. В нем есть открытость. Он понятен. Мы подходим с другой точки зрения».
Идей господства белой расы придерживаются также ку-клукс-клан и неонацисты. Тем не менее, никто из них не принадлежит к какой-нибудь организованной группе, говорит Сигал. Некоторые даже стараются держаться на расстоянии от известных ксенофобских группировок типа ККК.
«Это усложняет задачу отслеживания этих людей, а также свидетельствует о том, что возникающие на этой почве группы очень гибкие и уязвимые», — добавляет эксперт.
Некоторые куклуксклановцы до сих пор предпочитают белые рубахи с капорами. Но группы ультраправых, куда входят преимущественно парни-миллениалы (родившиеся в конце 20 века), носят хаки и рубашки с воротничками. Они — активные пользователи соцсетей и любят использовать иронию и юмор при общении, говорит Сигал. Но цель у них одна: белое этнонационалистическое государство, где каждая раса живет отдельно.
Сторонники господства белых и их коллеги считают разнообразие угрозой, говорит Сигал. Один из их популярных слоганов: «Разнообразие — это кодовое слово геноцида белых». Кроме того, ультраправые движения объединяет чувство жертвенности белой расы, считает политолог из Университета Алабамы Джордж Хоули.
«Им кажется, что белые оказались в заложниках, что их преднамеренно вытесняют вражеские элиты, которые хотят внедрить новый мультикультурный порядок», — говорит Хоули.
«Им не нравятся культурно чужие иммигранты, которые приезжают в США и работают за небольшие зарплаты; им не нравятся политические и экономические элиты, которые их приглашают. Они также враждебно настроены против СМИ и академических кругов, которые, по их мнению, пропагандируют против белых».
Какие формы может принять белый национализм в США?
Их уже видно, говорит Дэрил Джонсон, владелец национальной группы отслеживания террора DT Analytics и бывший эксперт по вопросам антитерроризма в Министерстве внутренней безопасности.
«Усиливается ксенофобия против иммигрантов, — говорит Джонсон. — Политика США становится более изоляционистской — постройка стены на границе, запрет на въезд, массовые депортации. Эти идеи я видел в чатах сторонников господства белой расы десять-пятнадцать лет назад. Сегодня они становятся государственной политикой».
Джонсон упоминает леденящий кровь раздел из книги «Дневники Тёрнера», неонацистского романа о «белых партизанах», который называют «Библией расистов». Этот раздел называется «День веревки» и описывает массовые линчевания тысяч «расовых предателей».
«“Дневники Тёрнера” излагают видение США под руководством правительства, приверженного идеям господства белой расы, — говорит Джонсон. — Люди выходят на улицу, и все, что они видят, это тела, болтающиеся в петлях на уличных фонарях».
Хайди Бейрих, директор проекта в Южном центре правовой защиты бедных, который занимается отслеживанием ксенофобских и экстремистских групп, говорит, что сторонники идеи белого господства пропагандируют геноцид и этнические чистки. «Людей нужно убирать, как скотов, — говорит она. — Но их планы не очень продуманны; в лучшем случае, это лишь амбициозные мечты».
Но вот тираническое правительство Бейрих описала четко: «Будут отменены все гражданские права для небелых. Вся политическая власть будет в руках белых людей, а именно белых мужчин, потому что это движение очень мужское, токсично маскулинное. У них очень ретроградное отношение к тому, что должны делать женщины». Она добавляет: «Если что, их видение будущего Америки очень напоминает 1600-е или даже раньше».
Эксперты соглашаются, что шансы на возникновение такого общества в реальности очень малы. «Реальные политические лидеры столь далеки от реальности, что немногое стоит на пути политических документов ультраправых, в которых прописаны детальные инструкции для разных правительственных органов», — говорит Хоули.
Сигал называет это «антиутопической фантазией, у которой практически нет шансов воплотиться в жизнь. … Но можно с уверенностью сказать, что страна с белым национализмом — не то место, где хотело бы жить большинство американцев, независимо от расы».
Насколько велика угроза от этих групп?
Поскольку лишь немногие сторонники господства белых принадлежат к той или иной группе, очень сложно оценить масштабы их движения и угрозу, которую оно несет. Например, ультраправые не имеют официальной организации или членства, и большинство из тех, кто себя к ним причисляет, участвуют, как правило, анонимно и онлайн, по словам Хоули.
Но Сигал говорит, что движение ультраправых растет, а его последователи переходят от преимущественно онлайн-участия к реальным мероприятиям типа протеста Unite the Right в Шарлоттсвилле.
«Они хотят воспользоваться существующей политической обстановкой, которая, по их мнению, как никогда раньше благоприятна для их мировоззрения, — говорит Сигал. — — Реакция на протест в Шарлоттсвилле и другие мероприятия в этом году даст им представление о том, насколько люди вообще воспринимают их взгляды — и, конечно же, поможет определиться с планами на будущие месяцы».
По оценкам Джонсона, количество сторонников идеи господства белых в США — группы типа ККК, неонацисты, скинхеды, арийцы и другие — измеряется порядком нескольких сотен или тысяч.
Южный центр правовой защиты бедных насчитал более 900 ксенофобских групп в США, в сравнении с 600 в 2000 году, говорит Бейрих. Но не все из них являются сторонниками идей господства белых.
Многие из участников протеста Unite the Right прицепились к неоднозначным комментариям президента Дональда Трампа о мусульманах и мексиканцах, подмечает эксперт. «Они чувствуют поддержку, — говорит она. — Чувствуют, что вдруг получили возможность стать частью политической системы. Последние несколько десятилетий сторонники идеи господства белых в этой стране считали и демократов, и республиканцев ни к чему не пригодными. То есть политика для них была тупиком. Но с приходом Трампа к власти все изменилось».
До трагедии в Шарлоттсвилле бывший лидер ку-клукс-клана Дэвид Дьюк назвал протест Unite the Right выполнением обещаний президента Трампа.
«Это — поворотный момент для людей этой страны, — сказал он во время мероприятия. — Мы хотим вернуть страну себе. Мы собираемся выполнить обещания Дональда Трампа, и мы в это верим. Именно поэтому мы голосовали за Дональда Трампа — потому что он сказал, что вернет нашу страну, и мы обязаны это сделать».
Сам Трамп осудил акт насилия в Шарлоттсвилле. Он также пытается отгородиться от Дьюка и групп, поддерживающих господство белых.
«Мы самым решительным образом осуждаем это вопиющее проявление ненависти, фанатизма и насилия со многих сторон, многих сторон», — сказал президент на следующий день после событий. Однако его комментарий вызвал негодование критиков, которые заявили, что Трамп должен был более прямолинейно и жестко осудить движение за господство белых и не приравнивать его с теми, кто протестовал против него.
Бейрих говорит, что ультраправое движение стало источником вдохновения для нескольких актов насилия в стране: например, убийства двух мужчин, которые защитили 16-летнюю девушку и ее друга-мусульманина в Портленде, Орегон, в мае; убийства молодого чернокожего студента в Университете Мэриленда в мае; убийства на расовой почве 66-летнего чернокожего мужчины в Нью-Йорке в марте.
«Если проанализировать единичные теракты, совершенные людьми под влиянием радикально правых идей за последние пять лет правления Обамы, то окажется, что одна спланированная атака случалась в Америке каждые 34 дня», — говорит эксперт.
Другое исследование обнаружило, что люди, связанные с крайним правым движением, совершили 74% экстремистских убийств в США с 2007 по 2016 год, по словам Сигала.
«Экстремисты любого направления — это всегда угроза, — говорит он, — но если любая группа экстремистов почувствует свою силу, это уже серьезная проблема».
Читайте также на ForumDaily:
Белые националисты заявили, что Шарлоттсвилл был только началом
Становятся ли иммигранты в США настоящими американцами
Как дети российских шпионов, высланных из США, пытаются вернуться домой
История Оскара Шиндлера: шпиона, эсэсовца, собутыльника советских солдат и праведника мира
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.