В России 20 лет искали самого кровавого маньяка в истории страны
В Иркутской области России продолжается расследование уголовного дела против Михаила Попкова — милиционера из города Ангарска, известного как «ангарский маньяк». В 2015 году суд приговорил его к пожизненному заключению за 22 убийства и 2 покушения на убийство.
В январе 2017 года стало известно, что Попков признался еще в 59 убийствах, совершенных с 1992 по 2010 годы. Если его вина будет доказана, он станет самым кровавым серийным убийцей в истории современной России. У Андрея Чикатило, ростовского убийцы и насильника — 53 доказанных убийства.
Историю поиска и задержания маньяка рассказало издание “Медуза”.
После распада СССР в Ангарске, как и во многих российских городах, начались криминальные войны.
Милиционеры не удивились, когда в прилегающей к городу лесополосе начали находить тела молодых женщин — изнасилованных и убитых с особой жестокостью. Предполагали, что они тоже стали жертвами криминальных разборок или отдельных бандитов. На один и тот же почерк убийств (трупы находили с колото-резаными ранами и полностью обнаженными) тогда внимания не обратили.
В середине 1990-х годов Михаил Попков работал помощником оперативного дежурного в центральном отделе внутренних дел УВД Ангарска. Он был кандидатом в мастера спорта по биатлону; коллеги называли его Миша Улыбка за доброжелательность. Попков производил приятное впечатление, в коллективе был на хорошем счету.
Жена Попкова Елена работала в то время в паспортном столе в той же дежурной части, а жила семья в 50 метрах от отделения и казалась коллегам «идеальной семьей».
Уже после задержания Попкова станут известны подробности их совместной жизни. Однажды, вернувшись с работы, Попков нашел в мусорном ведре использованные презервативы — именно это, считают бывшие сослуживцы «ангарского маньяка», и спровоцировало его на первые убийства. Судя по всему, измена была не единственной, Попков размышлял об убийстве жены, но не стал этого делать — хотел, чтобы у дочери была полноценная семья.
В интервью, которое Попков дал после приговора суда в июне 2015 года, он сказал, что его жертвы виноваты в том, что бросали своих близких дома — и гуляли.
«Можно же сделать так, чтобы близкие не догадывались об этом, не знали, и не делать им больно», — заявил Попков.
Он останавливал свою служебную «Ниву», когда видел голосующую нетрезвую женщину. Он предлагал довезти ее до дома, по дороге спрашивал, не хочет ли она продолжить вечер где-нибудь еще. Если на нескромное предложение пассажирка отвечала отказом, отвозил ее домой, если соглашалась — убивал с особой жестокостью, используя нож, топор, отвертку — все, что попадалось под руку.
В марте 1997 года Попков, отпросившись у начальника смены, поехал за пирожками. Выехав на дорогу, он увидел молодую женщину, которая шла на вокзал встречать свою мать. Попков убил ее в нескольких сотнях метров от вокзала, а тело бросил у дороги. Это была едва ли не единственная жертва Попкова, которая в момент убийства не находилась в состоянии алкогольного опьянения, и одна из 3, на теле которой была обнаружена сперма Попкова, благодаря чему в 2012 году и удалось доказать его причастность к убийствам.
Позже, на допросах, он назовет это убийство «технической ошибкой» и так и не сможет объяснить следователям, чем была вызвана та вспышка агрессии. В тот же день, когда труп женщины был обнаружен, Попков вернулся на место преступления в составе оперативно-следственной группы.
Выжить удалось лишь 2 женщинах, которых пытался убить Попков. Ни Светлана Мисявичус, ни Евгения Протасова не смогли опознать преступника: обе получили серьезные черепно-мозговые травмы. Мисявичус случайно нашли рабочие, которые шли утром с электрички. Никаких признаков жизни она не подавала, а в себя пришла, уже когда ее определили в морг. Протасову нашли грибники и сразу отправили на операцию в Иркутск. Обе женщины проходили длительный курс реабилитации.
Все 20 лет преступник тщательно подчищал следы: ни отпечатки пальцев, ни орудия преступления найдены не были. Не подумал он только о следах протекторов шин — и о том, что его можно вычислить в результате ДНК-анализа.
В марте 2002 года для поиска серийного маньяка в Иркутской области была создана оперативно-следственная бригада МВД России и Генеральной прокуратуры, которую возглавил следователь по особо важным делам Евгений Костарев.
Эта группа добилась проведения генетической экспертизы — и по найденной в телах 3 жертв сперме убийцы был установлен его генотип.
До 2008 года тесты на ДНК проводились только в Москве — и стоили они около $10 тысяч, поэтому в год проводилось не больше 5 подобных анализов.
Расследование продолжалось, и к 2009 году о маньяке было известно довольно много: было примерное понимание его места жительства или работы, был его генотип, было известно, что у него 3 положительная группа крови, и что он ездил на автомобиле «Нива».
«Был составлен единый список со всеми лицами, у которых присутствовал хотя бы один из признаков — их получилось более 30 тысяч. Далее уже отбирали тех, у кого встречались 2 и более признака. Так мы получили около 600 подозреваемых», — рассказал следователь.
Список, составленный в алфавитном порядке, начали прорабатывать с конца 2010 года. Тогда в Иркутске уже действовал областной экспертно-криминалистический центр — и генетические экспертизы можно было проводить быстрее и дешевле. В год удавалось проверить порядка 400 человек. До буквы П дошли в марте 2012 года; тогда же Михаил Попков получил повестку.
В управление уголовного розыска он явился в указанный срок, ответил на все вопросы следователя, подтвердил, что является владельцем автомобиля «Нива», что у него 3 группа крови, — и добровольно сдал биологический образец, который сразу отправили в лабораторию. Оснований задерживать Попкова тогда не было, поэтому он ушел домой.
Как выяснится позже, вскоре после похода к следователю Попков уволился с работы, купил билет на поезд и уехал к матери в Липецкую область, потом снова вернулся в Ангарск.
Когда заключение сравнительной экспертизы было получено, приняли решение задерживать Попкова, маньяка задержали в поезде по пути во Владивосток.
14 января 2015 года Иркутский областной суд приговорил Михаила Попкова к пожизненному заключению в колонии особого режима за совершение 22 убийств и 2 покушений на убийство. Но расследование преступлений продолжилось, поскольку Попков продолжал писать явки с повинной еще о десятках убийств.
Уникальная память Попкова помогает следствию. Попков дает очень точные сведения о новых эпизодах своих преступлений: он называет примерный период времени совершения убийства, автомобиль, на котором он был; где подобрал жертву, как она примерно выглядела и во что была одета, что они с ней пили, где и каким оружием он совершал убийство.
Но Попков не раскаялся, он надеется выйти на свободу условно-досрочно через 25 лет.
После приговора жена и дочь Попкова уехали из Ангарска в другой сибирский город и с тех пор не возвращались. Сейчас, когда Попкова возят на следственные действия, ему иногда разрешают позвонить семье и поговорить с ней — по громкой связи в присутствии сотрудников полиции.
Читайте также на ForumDaily:
Правила вызова службы 911, которые могут спасти жизнь
Как спастись от террориста-одиночки: школа выживания
Россиянкам рекомендуют не превышать пределы самообороны при изнасилованиях
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.