Смерть в Нью-Йорке: могилы по цене особняков и планирование собственных похорон
Смерть в одном из самых дорогих мегаполисов Америки, как и жизнь, требует инвестиций и тщательного планирования. За последние несколько десятилетий количество мест на кладбищах в Нью-Йорке сократилось настолько, что возник целый рынок подержанных склепов. Правда, и их бюджетным вариантом назвать сложно: стоимость даже такого места в исторических некрополях города может достигать миллионов долларов. Из-за дороговизны похорон власти Нью-Йорка даже рекомендуют заранее обо всем позаботиться и оплатить собственный уход еще при жизни. ForumDaily разобрался, какая судьба ждет резидентов Нью-Йорка после смерти.
Респектабельная вечность
Некрополь церкви Троицы на Манхэттене был открыт в 1842 году на участке между Бродвеем и Риверсайд-драйв, когда закончилось место у самой церкви, расположенной в Даунтауне на Уолл-стрит. Именно здесь покоится прах, как минимум, двух мэров Нью-Йорка: Фернандо Вуда, дважды управлявшего городом во второй половине XIX века, и Эда Коча, умершего в феврале 2013-го. Однако куда больше здесь массивных родовых склепов. Богатейшие династии Нью-Йорка поколениями хоронили здесь членов своих семей.
Кладбище позиционирует себя как единственный действующий некрополь Манхэттена. Брошюра, размещенная на его сайте, настоятельно рекомендует подумать при жизни о собственной судьбе после смерти, однако ничего не сообщает о стоимости погребения. И вскоре становится понятно, почему именно.
Кладбищенская земля — самая дорогая на Манхэттене. За последние десять лет ее стоимость увеличилась в 3 раза.
Однако средней цены на участки просто не существует: кладбища Манхэттена уже давно прекратили свободную продажу земли. Получить разрешение на покупку участка можно только при “экстраординарных обстоятельствах”. Среди факторов, влияющих на принятие решение, американская пресса называет заслуги покойного и наличие предков, покоящихся в земле главного острова Нью-Йорка.
Вот и администрация “единственного действующего кладбища Манхэттена” уже давно публично признала, что немногие оставшиеся участки зарезервированы для “особых жителей города”. Поэтому, когда погребенный здесь Эд Коч, покупая землю в 2008-м, говорил, что “сама мысль о том, что ему придется после смерти покинуть Манхэттен, вызывает у него раздражение”, бывший мэр, по всей видимости, изрядно лукавил. Ведь для того, чтобы провести вечность на этом острове, одного желания явно недостаточно. Нужны деньги и слава, а также действующий административный ресурс. Эд Коч, впрочем, не скрывал, что узнал о наличии свободного участка от бывшего сотрудника собственной администрации, ставшего к тому моменту президентом департамента недвижимости церкви Троицы.
Экс-мэр неоднодратно называл свою покупку выгодной инвестицией: в 2008 году участок обошелся ему в $20 тысяч. Сейчас на Манхэттене речь идет совсем о других цифрах. Последние места на скрытом под землей Мраморном кладбище в районе Ист-Вилладж продавались в прошлом году по цене $350-450 тысяч.
Кладбище Грин-Вуд в Бруклине имеет статус национального исторического памятника. Это нью-йоркский Пер-Лашез. Несмотря на некоторую отдаленность от Манхэттена, некрополь тоже имеет репутацию места упокоения интеллектуальной элиты города. Основанное в 1838 году, уже через 20 лет после открытия это кладбище стало второй по популярности туристической достопримечательностью США — после Ниагарского водопада.
Здесь еще хоронят. Место в колумбарии стоит от $2 тысяч до $18 тысяч, участок для единичного захоронения — $17 тысяч.
Нужно сказать, что американская рыночная логика действует даже на кладбище. Чем больше покупаешь, тем больше скидка: могила для двоих стоит $34 тысячи, однако в скобках указано, что разместить на таком участке можно 6 захоронений, и, таким образом, каждое из них обойдется всего в $6 тысяч.
Некрополь Вудлон в Бронксе, некогда служивший последним пристанищем для небогатых жителей сельского пригорода Нью-Йорка, теперь тоже входит в число главных кладбищ города. Оно известно мемориалами в память о жертвах крушения “Титаника”, а также памятниками в честь военных, погибших в Первой и Второй мировых войнах. Здесь же похоронен газетный магнат Джозеф Пулитцер, автор романа “Моби Дик” Герман Мелвилл и рожденный в Российской имеперии автор гимпа “Боже, благослови Америку” Ирвинг Берлин. Еще 10 лет назад каждые 30 сантиметров земли на этом кладбище стоили в среднем $200. Сейчас на сайте Вудлона цены не приводятся, хотя известно, что свободные участки здесь тоже есть.
Фамильные склепы куда дороже обычных могил: их стоимость достигает $7 миллионов. Поэтому неудивительно, что некоторые выставляют эти склепы на продажу. Впрочем, большинство предложений такого рода относятся к другой ценовой категории: деньги, вырученные за фамильную усыпальницу, чаще всего имеют значение для людей, у которых этих миллионов нет.
Кладбищенский секонд-хенд
Местные законы обязывают продавцов семейных могил первым делом предлагать их кладбищу, обладающему так называемым “правом первого отказа”. Только потом это лоты выставляются на торги. Тем не менее, аукционы в этом случае — редкость. Как правило, продавцы просто размещают объявление в Интернете.
Предложения о продаже склепов, опубликованные на профильном ресурсе, напоминают аналогичную рубрику на сайте объявлений Craigslist: подробное описание предлагаемого товара, история эксплуатации и иногда даже скидки — все просто и по делу.
“Склеп, построенный отцом владельца в 1944 году, свободен с 1962 года. Он расчитан на 4 захоронения, однако пространство позволяет увеличить их количество в 2 раза. Убранство включает в себя двойные бронзовые двери и витражные стекла с изображением пасторальных пейзажей. Кладбище уже воспользовалось правом первого отказа и выписало разрешение на публичную продажу лота. Администрация некрополя оценивает его в $400 тысяч. Владелец глубоких познаний в этом вопросе не имеет и просит за склеп всего $250 тысяч. Уборка мавзолея и другие разумные расходы, связанные с его продажей, включены в стоимость”, — говорится в объявлении агента, представляющего интересы владельца.
“Доступен гранитный мавзолей с интерьером из розового мрамора, расположенный в живописном месте. Склеп расчитан на 20 захоронений. Цена — $44 тысячи. Любое серьезное предложение будет рассмотрено”, — сообщает Альфред Пачеко.
“20 могил одного из старейших семейств Нью-Йорка выставлены на продажу по цене $10 тысяч за каждую, и это лучше предложение на рынке. Могилы продаются по отдельности. Вы должны быть протестантом”, — пишет автор другой публикации.
Смерть в одиночестве
Нью-Йорк принято считать городом иммигрантов, и это действительно так. По статистике, не менее 37% жителей мегаполиса — в общей сложности около 3 миллионов человек — были рождены за пределами США. Это больше, чем все население Чикаго — третьего по величине города Америки. В Нью-Йорк приезжают учиться, работать, за славой, за мечтой, за деньгами, и все это безусловно одобряемые социальные ценности, как и сам факт переезда. Однако ситуация выглядит иначе, когда речь заходит о смерти.
Остров Харт-Айленд расположен в 25 километрах от Манхэттена. Это — последний приют невостребованных тел. С 1865 года здесь похоронили более миллиона человек. Все расходы на погребение оплачены государством.
Принято считать, что “невостребованными” обычно становятся исключительно малоимущие или одинокие старики. Однако это не всегда так. Каждый житель Нью-Йорка, родившийся за его пределами, — это потенциальное “невостребованное тело”. Дело в том, что законы штата отводят лишь 48 часов на оформление всех документов, и далеко не всегда за это время удается связаться с родственниками умершего. Более того, если за сутки с момента уведомления члены семьи не забирают тело, оно также попадает в категорию “невостребованных”. И с этой точки зрения иммиграционный статус не имеет никакого значения. Недавно прибывший в США гражданин Мексики и уроженец штата Огайо с одинаковой степенью вероятности могут стать “невостребованными”.
Найти прах родственника в такой ситуации — задача крайне непростая. Восстановлением сведений о людях, погребенных на этом острове, занимается организация The Hart Island Project. The New York Times посвятила большую статью историям людей, оказавшихся в братской могиле невостребованных тел. Из этого же материала следует, что лучше в такие базы данных не попадать: слишком много могил на кладбище Харт-Айленд до сих пор остаются безымянными.
Среднее арифметическое
Ежегодно в США умирают 2,4 миллиона человек, 60 тысяч из них — жители города Нью-Йорка. Для большинства из них похороны находятся в ценовой категории между роскошью и бедностью.
Средняя стоимость погребения в Нью-Йорке оценивается в $8-12 тысяч. По местным меркам сумма кажется не очень большой — это всего 3-4 средние зарплаты.
Впрочем, стоит сделать скидку на дороговизну жизни: только на аренду жилья может уходить больше половины оклада. Так что для многих ньюйоркцев погребение является значительной статьей расхода.
Стоимость похорон теоретически можно компенсировать. Расходы может покрыть полис по страхованию жизни. Помощь можно попросить у церкви, профсоюза или даже государства, если покойный служил в армии США.
Тем не менее, рассчитывать рекомендуется прежде всего на себя в буквальном смысле слова — самому спланировать собственные похороны и сразу же их оплатить. Департамент здравоохранения штата Нью-Йорк дает подробную инструкцию на этот счет. Более того, местные власти даже выпустили отдельный гид, разъясняющий, на чем можно сэкономить. Главный совет: если денег не так много, стоит отказаться от услух похоронного бюро.
Но от основной статьи расходов все равно никуда не деться. Это — стоимость места на кладбище. Процедура кремации с последующим приобретением места в колумбарии в большинстве случаев чуть меньше, но сумма все равно остается сопоставимой с приобритением участка. Установка надгробия, поминки и кладбищенкие сборы в общей сложности могут увеличить стоимость ухода из жизни на сумму от 10% до 100%.
Религиозные услуги тоже увеличивают стоимость прощания. В прайс-листах они идут отдельной строкой, причем совершение обрядов, как правило, относится к зоне ответственности кладбища, а не похоронного бюро. Но возможен и другой вариант — церковь, у которой своего кладбища нет. Так, совсем недавно в Свято-Николаевском соборе на Манхэттене прошло отпевание Эрнста Неизвестного. Похоронен легендарный скульптор был на кладбище Шелтер-Айленд, расположенном далеко за пределами Сити.
Единственное русское православное кладбище в штате Нью-Йорк находится в местечке Нануэт в 50 километрах от города при Ново-Дивеевском Успенском монастыре. В 1949 году его основал уроженец Украины архиепископ Андрей Рымаренко — последователь оптинских старцев и поклонник Федора Достоевского, бежавший в Германию от занявших Киев советских войск. На этом кладбище похоронены около 7 тысяч человек. Среди них — вдова Петра Врангеля, дочь Льва Толстого, белый генерал Александр Родзянко и правнук Николая I Георгий Романов. Большинство надгробий представляют собой гранитный или мраморный православный крест. На этом кладбище памятники установлены одновременно кадетам, генералу Власову и бойцам Русской освободительной армии, воевавшим на стороне Третьего рейха.
Впрочем, действующие и доступные по цене кладбища есть и ближе. Многие из них расположены в пределах городской черты в районе Квинс. Когда-то давно там находились фермы голландских иммигрантов, застройка исторически плотной не была, да и своих покойников владельцы этих ферм-имений старались хоронить поближе к дому.
Флашинг — одно из таких кладбищ Квинса. Оно было основано в 1853 году. Именно здесь похоронен джазовый музыкант Луи Армстронг. Теперь одна могила на 2 места обойдется на этом кладбище в $8 100 при условии, что надгробие будет плоским. Вертикальный памятник разрешат поставить, только если заплатить на $900 больше.
Самое большое кладбище в Америке — Голгофа — тоже расположено в Квинсе. Здесь похоронены более 3 миллионов человек. Помимо героев американской гражданской войны, политиков и актеров, по иронии судьбы на этом кладбище бок о бок покоятся знаменитый мафиози Джон Долан, ставший прототипом героя романа “Банды Нью-Йорка”, и Джозер Петросино — первый офицер нью-йоркской полиции, убитый за расследование преступлений той самой итальянской мафии. Кладбище Голгофа действует до сих пор.
На его сайте можно ознакомиться с подробным прайс-листом. Самый дешевый вариант будет стоить здесь $4 635. Кладбище формально числится за римско-католической архиепископией Нью-Йорка, однако религиозные ограничения уже давно были существенно смягчены. Главное “но” на сегодняшний день — тотальный запрет на живые цветы, введенный из-за вируса Зика.
***
Американский уход в вечность чем-то отдаленно напоминает листок из органайзера, привычно заполненного делами на сегодня, на завтра, на месяц и, кажется, на всю оставшуюся жизнь. Тема смерти здесь не считается запретной. Про нее говорят, пишут, выпускают ознакомительные гиды. Церкви и некрополи часто сдаются в аренду — для съемок кино, корпоративов или даже для свадеб. На кладбищах устраивают пикники и городские праздники, и все это не считается нарушением общественной морали. Люди как будто полностью лишены суеверного страха смерти: даже в этом случае американское сознание предпочитает предсказуемость и практичность, а рынок делает все, чтобы удовлетворить потребности покойных, пока они еще молоды, здоровы и платежеспособны.
Читайте также:
Фото пожилой пары, держащейся за руки перед смертью супруги, растрогало соцсети
Ради лайков американец инсценировал смерть сына. ВИДЕО
Власти Нью-Йорка выплатят родственникам 5,9 миллиона долларов за смерть задержанного полицией
Подписывайтесь на ForumDaily в Google NewsХотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» — и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе.