Воспаление миндалин и аденоидов
Интервью со специалистом в области болезней уха, горла и носа, профессором New York Eye and Ear Infirmary ИГОРЕМ БРАНОВАНОМ
Пожалуй, одной из наиболее частых причин обращения к отоларингологам являются воспалительные заболевания лимфатических желез носоглотки у детей. Обращаются с этими болезнями также к детским врачам, которые обычно советуют провести лечение у специалиста уха, горла и носа. Указанные заболевания, а это прежде всего воспаление миндалин и аденоидов, нередко принимают хроническое течение, что может привести к осложнениям со стороны ушей, легких, других органов ребенка. Вот почему мы решили просить известного специалиста по заболеваниям уха, горла и носа профессора Игоря Бранована ознакомить читателей газеты с вопросами распознавания, профилактики и лечения этих заболеваний.
ИГОРЬ БРАНОВАН: Носоглотка является, как бы, внутренним продолжением носа и ротовой полости человека. Здесь находится несколько маленьких парных лимфатических желез, играющих важную защитную роль в предохранении людей от вторжения множества инфекционных “агентов.” В верхней части носоглотки по обе стороны задней части языка расположены небные миндалины. Ниже, в задней части носоглотки находятся аденоиды. К сожалению эти названия хорошо известны большинству родителей, т. к. практически всем им приходится обращаться к врачу по поводу воспаления этих желез у их детей – тонзиллита и аденоидита.
В результате ответной реакции на вторжение в организм ребенка инфекции возникает воспаление указанных лимфатических желез. Миндалины и аденоиды отекают, увеличиваются в размере, возникает боль при глотании, затрудняется дыхание ребенка, т. к. затрудняется доступ потока воздуха к легким. В связи с тем, что аденоиды расположены рядом с отверстиями слуховых (евстахиевых) труб, соединяющих носоглотку со средним ухом, инфекция может проникнуть в его полость, приводя к осложнению – отиту и, соответственно, ухудшению слуха.
— Что способствует возникновению воспалительных заболеваний носоглотки у детей? Почему болезнь возникает столь часто?
— Это очень важный вопрос. Назову основные причины, способствующие этому. Врачебный опыт показывает, что часто дети заболевают буквально через несколько дней после смены обстановки – после того, как они сменили домашние “тепличные” условия на пребывание в детском саду, в школе. Дома они находились, как бы, в “стерильных” условиях. В общественных местах они оказываются окруженными множеством самых различных видов бактерий и вирусов, приводящих к развитию болезни. Чаще это происходит у ослабленных детей, у которых снижены иммунные защитные силы организма. Кроме того определенную роль играет и местожительство детей. В городских условиях, где больше выражено загрязнение воздуха, эти болезни также встречаются чаще.
Сами по себе эти болезни не так страшны. Обычно бывает достаточно проведения сравнительно короткого антибактериального курса лечения в течение 7 – 10 дней. Хуже бывает в тех случаях, когда несмотря на лечение, болезнь переходит в хроническую форму. При этом возникают частые – до 5 – 7 раз в году – обострения болезни. Это говорит о том, что инфекция в миндалинах, аденоидах не ликвидирована. Наличие частых обострений указывает на ослабленный иммунный ответ организма ребенка. В таких случаях для подавления бактериальной флоры необходимо провести более продолжительный курс лечения правильно подобранными антибиотиками. В нашем институте, который является одним из головных госпиталей в области борьбы с инфекциями уха, горла и носа у детей, в течение нескольких лет проводилось сравнение эффективности лечения с помощью различных методов. Оказалось, что при хроническом течении воспаления миндалин и аденоидов, наиболее эффективным был месячный курс лечения антибиотиками. Это позволило на 1/3 сократить хирургические вмешательства в подобных случаях. Мы знаем, что некоторые родители настороженно относятся к длительному приему антибиотиков. Действительно, антибиотики, как кстати любые лекарства, обладают некоторыми побочными действиями. Но при правильном их применении их можно избежать или свести к минимуму. Но самое главное, нужно помнить, что ряд осложнений при неэффективном лечении тонзиллита и воспаления аденоидов может привести к развитию тяжелых осложнений со стороны многих внутренних органов (легких, сердца и др.). Об этом, к сожалению, не всегда знают некоторые родители. Поэтому лечение ребенка с хроническим воспалением носоглотки нужно проводить у отоларингологa или у педиатра т. к. именно они смогут оказать наиболее квалифицированную помощь больному ребенку.
Что еще я хочу подчеркнуть. Кроме наличия инфекции, имеет важное значение и величина миндалин и аденоидов. Их увеличение затрудняет дыхание, а также мешает нормально проглатывать пищу.
— У детей со значительно увеличенными аденоидами меняется даже звук голоса и выражение лица (“аденоидное лицо”)?
— Да. Американские врачи также употребляют эту терминологию. При увеличении аденоидов у ребенка открыт рот, он сопит, часто храпит ночью. Опытный специалист поставит правильный диагноз уже при одном взгляде на такого ребенка. Но, конечно, это первое впечатление. Серьезное обследование предусматривает традиционный осмотр носоглотки. Труднее с помощью зеркальца разглядеть аденоиды. Тогда на помощь приходит осмотр с помощью специального зонда. При затруднениях дыхания обращает внимание значительное увеличение аденоидов, хотя воспаление при этом будет уже минимальным или даже вообще может отсутствовать. Лишь в отдельных случаях для диагностики приходится пользоваться боковым рентгеновским снимком.
— Что способствует увеличению аденоидов?
— Часто в основе этого лежит неадэкватная реакция иммунной системы ребенка. Мы объясняем это родителям больного ребенка. Их обычно беспокоит, как может отразиться удаление увеличенных миндалин или аденоидов на состояние иммунитета. К счастью, этот вопрос хорошо изучен. На большом количестве случаев доказано, что у детей, страдающих хроническим воспалением миндалин, аденоидов, защитная ответная реакция иммунной системы на инфекцию в значительной степени ослаблена. Лимфатические узлы защитного «вала» носоглотки утратили свое первоначальное значение. Поэтому их удаление не только не ослабит иммунную защиту организма ребенка, а, наоборот, будет способствовать ее восстановлению.
— В каких случаях Вам приходится использовать хирургический метод лечения, т. е. удалять миндалины, аденоиды?
Во всех тех случаях, где несмотря на проводимое лекарственное антибактериальное лечение, оно не дало нужного эффекта и обострения хронической инфекции в носоглотке возникают не менее 5 – 7 раз на протяжении одного года, или по 3 – 4 раза в году на протяжении 2 – 3 лет подряд. Таковы сейчас и рекомендации Американской Ассоциации отоларингологов. Но окончательное решение принимает непосредственно лечащий врач больного ребенка. Вторым важным критерием для такого решения при увеличенных аденоидах и их хроническом воспалении является состояние слуха больного. Дело в том, что хроническая инфекция в аденоидах и их увеличение способствуют попаданию бактериальной флоры в среднее ухо, что ведет к развитию там воспаления – отита. Результатом этого нередко является ухудшение слуха ребенка, у него замедляется развитие речи, он начинает отставать в общем развитии, учебе. Для того, чтобы предотвратить эти негативные процессы, по существующему сейчас положению рекомендуется наряду с удалением аденоидов, хиругический метод восстановления слуха, если ухудшение слуха остается на срок не менее 6 месяцев. В таких случаях через миниатюрный надрез барабанной перепонки мы удаляем из полости среднего уха скопившуюся там жидкость. Если она стала слишком густой и плохо отсасывается, мы оставляем в барабанной перепонке маленькую трубочку, через которую жидкость постепенно уходит, а затем через несколько месяцев трубочка сама выпадает, не оставляя никаких следов своего пребывания там.
У ребенка со значительным увеличением аденоидов они в отдельных случаях настолько мешают дыханию, что могут прервать его на несколько секунд. Часто это бывает в ночное время и это состояние вызывает чувство страха за жизнь ребенка у матерей, которые не спят ночами, боясь потерять ребенка. В таких случаях мы удаляем аденоиды без промедления. В отличие от методов удаления миндалин и аденоидов в России и других странах СНГ, в США удаление проводится не под местной, а под общей анестезией (под наркозом). Благодаря этому ребенок легко, без всяких мучений переносит процедуру удаления. Из осложнений в небольшом проценте случаев отмечаются послеоперационные кровотечения. Такое кровотечение возникает не сразу, а примерно неделю спустя, когда на поверхности послеоперационной раны образовалась корочка и она отпала слишком рано и под ней начал кровоточить кровеносный сосуд. Если подобная ситуация возникла у взрослого пациента, то у него легко остановить кровотечение в условиях практически любого медицинского офиса. Ребенку останавливать кровотечение сложнее, т. к. это нужно делать только в условиях госпиталя, ибо ребенок нуждается для этого в проведении анестезии. Такого рода осложнение встречается после операции не часто (менее 2% случаев), но нужно помнить об этом и при малейших признаках кровотечения ребенка необходимо немедленно доставить в госпиталь. Тогда квалифицированная помощь будет оказана быстро и ребенку не будет угрожать опасность.
— За счет чего, на Ваш взгляд, в США во много раз меньше больных с ревматическими (приобретенными) пороками сердца по сравнению со многими другим странами, в частности, по сравнению с Россией и другими странами СНГ?
— Заболевания носоглотки и прежде всего хронический тонзиллит – вот те “входные ворота” инфекции и прежде всего стрептококка, который являлся и до сих пор является инфекционной основой возникновения ревматизма и его осложнения в виде клапанных пороков сердца. До середины ХХ века США в этом отношении мало чем отличались от других стран. Однако, после того, как в 40-50 –х годах здесь стало активно проводиться лечение у детей фарингита и тонзиллита с помощью пенициллина, количество заболеваний ревматизмом пошло на убыль и сейчас это заболевание в США представляется, к счастью, очень редким. И в этом огромная заслуга ученых, создавших пенициллин и другие антибиотики. Вот почему я хочу еще раз напомнить родителям о необходимости своевременного обращения к врачу, если у ребенка начинаются “невинные”, на первый взгляд, заболевания носоглотки. Они таят в себе ряд серьезных осложнений, которые мы в состоянии предотвратить.
Интервью провел доктор медицинских наук
Леонид Лозинский
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News