Современные методы лечения хронического гайморита - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Современные методы лечения хронического гайморита

Интервью с отоларингологом высшей категории, профессором New York Eye and Ear Infirmary ( Манхэттен ) Игорем Бранованом.

Наши читатели хорошо знакомы с доктором Игорем Бранованом, не раз выступавшим с советами на страницах “Еврейского Мира”. Институт болезней уха, горла и носа в Манхэттене, где он лечит и преподает, является одним из крупнейших специализированных госпиталей, который неоднократно занимал 1-ое место в Нью-Йорке. Этот госпиталь — пионер в создании и усовершенствовании методов диагностики и лечения заболеваний уха, горла и носа. Д-р Бранован приехал в США из б. Советского Союза более 20 лет назад, окончил здесь медицинскую школу престижного Стэндфордовского университета (Калифорния). Сейчас в своем Институте он является Директором Программы обучения резидентов (врачей) по отоларингологии. Это исключительно ответственная должность, которая в Америке доверяется, как правило только урожденным американцам. Я первый раз встречаю на этой должности выходца из России.

Мы решили вновь обратиться к доктору И. Брановану по вопросу, который беспокоит многих читателей. Сегодня речь пойдет о возможностях борьбы с заболеванием, известным под названием хронический гайморит. Сейчас в США с этой болезнью обращаются к врачам больше, чем с любыми другими болезнями! К сожалению, среди них много людей и нашей общины. Одни “привезли” эту болезнь с собой, другие заболели уже здесь, в Америке.

Чем объясняется такая частота болезни? Как успешнее с ней бороться? Можно ли ее предотвратить? На эти и другие вопросы мы попросили ответить доктора Игоря Бранована.

ИГОРЬ БРАНОВАН: Статистика показывает, что более 10% жителей крупных городов страдают хроническим гайморитом. И многие из них не знают, что с ними. А это чревато развитием неприятных осложнений, которые можно было бы предотвратить при своевременном обращении к специалистам. Хронический гайморит — инфекционный процесс, приводящий к продолжительным изменениям слизистой придаточных пазух носа. Для того, чтобы правильно понять, с чем это связано и как болезнь угрожает больному, вкратце остановлюсь на основных причинах ее возникновения.

Нос человека имеет 4 пары придаточных пазух, небольших костных полостей, заполненных воздухом и покрытых изнутри слизистой оболочкой. С полостью носа они сообщаются через маленькие отверстия диаметром 1-2 мм., через которые у здорового человека из этих пазух поступает небольшое количество слизи. Очень важно, чтобы отток слизи из них происходил без задержки. Но как раз здесь и кроются возможные неприятности. Из них к самым частым следует отнести задержки оттока, вызванные вирусной инфекцией или полипами.

Сегодня трудно найти человека, особенно в условиях больших городов, у которого бы на протяжении его жизни не встречалась, и не раз, вирусная инфекция. Чаще всего она проявляется острым насморком, который длится обычно не более недели и , как правило, проходит самостоятельно. Но в 10% случаев вирусная инфекция вторично сопровождается бактериальной инфекцией, что клинически проявляется подъемом температуры тела, гнойными выделениями из носа, болями в области переносицы, щек. Эти симптомы обозначают, что вирусный процесс перешел в бактериальный (острый гайморит). Обычно присоединение бактериальной инфекции связано с ослаблением иммунной системы человека, когда организм не в состоянии самостоятельно, своими силами, справиться с бактериальной инфекцией. Кроме того, причиной вторичной инфекции является наличие у части людей проявлений аллергии или разрастание полипов в носу. Вследствие этого нарушается или вообще прерывается нормальный отток слизи из пазух, слизистая которых поражена воспалением. А это способствует вспышке инфекции в пазухах.

К счастью, в большинстве случаев этот процесс не опасен и при своевременном обращении к врачу он успешно лечится коротким курсом антибиотиков ( 7-10 дней ) и каплями, улучшающими отток слизи из пазух. Хочу подчеркнуть, что не следует увлекаться самолечением каплями, продающимися без рецепта врача. Без контроля врача их можно применять лишь несколько дней. Однако, более длительное применение может вызвать привыкание и они перестают давать эффект или даже ухудшают состояние.

ЛЕОНИД ЛОЗИНСКИЙ: Вы сейчас рассказали об остром гайморите. А часто ли острый процесс может перейти в хронический и почему?

И.Б.: Если острый процесс затянулся и длится более 3-х месяцев — это уже хронический гайморит. И, конечно, в такой ситуации больной должен лечиться у специалиста — отоларинголога, т.к. обычными методами его уже нельзя вылечить. Без “вмешательства” отоларинголога продолжение хронического воспаления грозит больному грозными осложнениями.

Для успешного лечения хронического гайморита требуется более продолжительное лечение антибиотиками ( 4-6 недель ). Не всем пациентам это нравится, но другого выхода нет. Наш значительный опыт показывает, что досрочное прекращение лечения часто приводит к обострению инфекции. В ряде случаев к антибиотикам на короткий срок добавляются местно гормоны (в форме аэрозолей), которые улучшают отток гноя. Зная, что некоторые наши пациенты боятся даже самого упоминания слова гормоны, хочу напомнить, что при хроническом гайморите мы назначаем гормональные препараты местно, поэтому они не попадают в общий ток крови и не вызывают никаких общих побочных действий.

Л.Л.: Не может ли служить хронический гайморит “пусковым механизмом” в развитии и обострении бронхиальной астмы?

И.Б.: Да, это действительно может быть. Показано, что после проведения полного курса лекарственного лечения или операции, приступы астмы возникают намного реже и слабеют.

Л.Л.: Какие методы Вы применяете сейчас для выявления хронического гайморита?

И.Б.: Это очень важный вопрос. Дело в том, что все мы — и врачи, и пациенты — привыкли верить в магические возможности рентгеновских лучей в диагностике. Казалось бы, что это действительно так. Но не в случае с хроническим гайморитом. Здесь могут возникнуть ошибки. Они заключаются в том, что рентген и, в частности, CAT scan, сделанные при острой инфекции, покажут наличие воспаления в пазухах. Однако, это вовсе не означает, что у больного хронический гайморит. Для правильной диагностики хронического гайморита исключительно важно провести CAT scan только после окончания полного курса лечения. Иначе этот метод введет врача в заблуждение и будет поставлен диагноз заболевания, которого на самом деле нет.

Но сегодня для постановки правильного диагноза хронического гайморита этого уже недостаточно. Преимущество “узкого” специалиста при постановке диагноза заключается помимо его клинического опыта еще и в том, что мы сегодня используем специальную аппаратуру, позволяющую заглянуть глубоко в нос и его придаточные пазухи и воочию увидеть, что там в действительности происходит. Для этого мы используем специальные миниатюрные видеокамеры. Своевременная диагностика и последующее назначение долгосрочного лечения позволяют, к счастью, в большинстве случаев полностью излечить больных, страдающих хроническим гайморитом. Лишь у больных с полипами в пазухах, а также при существенном ослаблении иммунитета, лекарственное лечение не позволяет добиться желаемого успеха.

Только в таких случаях не обойтись без оперативного вмешательства. Хирургическое лечение больных хроническим гайморитом проводится уже десятки лет, но с середины 80-х годов подход к проведению операций изменился. Было показано, что главным в успешном лечении больных является значительное улучшение оттока гноя. Для этой цели необходимо увеличить отверстия между пазухами и полостью носа до двух сантиметров в диаметре, т.е. приблизительно в 10 раз(!). Благодаря этому даже если в пазухах и останется ( или появится ) инфекция, она уже не станет хронической, т.к. слизь ( или гной ) не смогут скапливаться и будут отходить через широкие отверстия. Раньше подобные операции проводились , по-существу, вслепую с помощью обычных ламп. Это нередко приводило к серьезным осложнениям ( менингит, повреждение глазного яблока ) из-за близкого расположения пазух к таким важнейшим органам человека как мозг и глаза. Поэтому многие хирурги старались избежать проведения подобных операций.

Сейчас создана новая аппаратура, разработана новая технология операций, готовятся новые отряды специалистов, использующих современные методы лечения. В частности, мне посчастливилось на протяжении более 5 лет работать вместе с одним из родоначальников этой новейшей хирургии в Америке- с доктором Шейфером. К нам направляют больных со всей Америки, со всего мира. Среди этих больных немало людей, получивших различные осложнения из-за применения устаревших методов хирургического лечения. Мы стараемся исправлять эти недостатки.

Л.Л.: Из стран бывшего Советского Союза к Вам тоже приезжают больные?

И.Б.: Да. Дело в том, что в России новые методы лечения в силу разных причин еще недостаточно развиты и поэтому операции проводятся в основном по-старому и с помощью устаревшей аппаратуры. Даже у нас в США, где сотни врачей уже прошли определенную подготовку, не более дюжины отоларингологов владеют новым методом до тонкостей. Проведение таких операций — не удел дилетантов, т.к. последствия ошибок слишком серьезны. Но в руках опытных специалистов подобные операции проводятся быстро, безболезненно и практически без осложнений. К примеру, в нашем Институте одно серьезное осложнение приходится более, чем на 10 тысяч операций! Это впечатляющие результаты. Крайне важен также и послеоперационный уход в течение нескольких недель пока проходит воспалительный период.

За последние 5 лет я радикально изменил проведение операций при хроническом гайморите и перешел от использования общей анестезии (наркоз) к местной анестезии. В результате этого больной во время операции, которая обычно длится не более часа, находится в сознании, что позволяет мне разговаривать с ним, легко следить за его состоянием. При таком методе операции больной через несколько часов уже может отправляться домой, а через несколько дней переходить к привычному образу жизни, в т. ч. и к работе.

В течение последнего года при Институте уха, горла и носа функционирует Центр по лечению поражений щитовидной железы, вызванных последствиями Чернобыльской катастрофы. Центр создан по инициативе д-ра Бранована, который является его директором. О работе этого Центра и его успехах он обещал рассказать нашим читателям в следующей беседе.

Информация о работе доктора И.Бранована по телефонам (718) 616-1000 и (212) 979-4200 и на стр. .. нашей газеты.

Интервью провел доктор медицинских наук Леонид Лозинский