Послевоенная судьба военачальников-евреев - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Послевоенная судьба военачальников-евреев

Окончание. Начало в № 490

Отдельно следует рассказать о Льве Давидовиче Чернавине, родившемся в 1928 году. Он окончил Каспийское высшее военно-морское училище. С 1958 года служил на подводном флоте. В 1961 году был назначен командиром подводной лодки, в 1968–1972 годах командовал бригадой подводных лодок. В 1974 году стал командиром дивизии подводных лодок Северного флота. В 1975 году получил звание контр-адмирала. Однако в 1979 году с командной службы его перевели на преподавательскую, а в 1988-м отправили в отставку, правда, по максимальному возрасту — 60 лет.
Однако судьба Чернавина не является типичной для тех, кто стал адмиралом или генералом после войны. Можно назвать только 18 из 98 евреев, ставших генералами после войны, которые продвигались по службе сравнительно успешно. А это меньше 18 процентов. Гораздо больше таких, которые не продвигались вообще, а наоборот, постепенно теряли свое служебное положение.
Приведу несколько примеров. Арон Беликов, известный летчик-истребитель, после войны долгое время командовал авиационной дивизией, стал заместителем командира авиакорпуса. Все эти годы — 15 лет — ему было положено генеральское звание. Наконец в 1970 году звание присвоили, но меньше чем через два года Беликова уволили.
Другой известный летчик Юрий Беркаль, который авиадивизией командовал еще на фронте, кавалер 7 боевых орденов, после войны был понижен до командира полка, затем снова выдвинулся, стал заместителем командующего округом ПВО, получил звание генерала, а через три года был уволен в возрасте 46 лет.
Контр-адмирал Анатолий Галицкий был командиром дивизии охраны водного района Черноморского флота. В 1958 году в Севастополе взорвался и затонул линкор «Новороссийск». Галицкий к этому делу не имел никакого отношения, да и был во время трагедии в отпуске, но его разжаловали до капитана 1-го ранга. Правда, через два года восстановили в звании, но вскоре совсем уволили.
Герой Советского Союза Владимир Коновалов, командир легендарной подводной лодки, потопившей немалое количество германских судов, после войны командовал бригадой подлодок, был заместителем начальника штаба Северного флота — более 20 лет на адмиральских должностях! — а звание контр-адмирала он получил только в 1966 году, за год до смерти. Впрочем, обстоятельства его смерти достойны подробного рассказа.
Вдруг, без всяких причин, 55-летнего адмирала ставят перед выбором: либо согласиться на перевод с понижением в училище подплава, либо уволиться в запас. Коновалов выбрал училище, хотя должность была и незавидной — заместитель начальника по учебной части. Но все дело было не в должности, а в самом начальнике училища контр-адмирале Петре Парамошкине, который был известен своим антисемитизмом. В годы войны он командовал подлодкой на Черном море и особых лавров не снискал. А тут в подчинение ему попадает еврей со звездой Героя на груди. И Парамошкин буквально с первого же дня стал травить Коновалова. Видимо, на такое и рассчитывали флотские кадровики, направляя адмирала в лапы антисемита.
Парамошкин их надежды оправдал. Он устраивал своему заму почти ежедневные разносы, не стеснялся в выражениях при подчиненных. И после одного из совещаний, на котором накал оскорбительных нападок был особенно высок, Коновалов потерял сознание, а через день скончался. Так погиб тот, кого не смогли убить профессиональные антисемиты — германские нацисты, а доконал свой — отечественный.
Известный летчик-истребитель Яков Немировский после войны командовал авиадивизией, был заместителем командующего армией, а генеральское звание получил после 14-летнего пребывания на генеральских должностях. И ровно через год этого 49-летнего генерала отправляют на покой.
А танкист генерал-майор Фридрих Сегаль после войны был заместителем командующих войсками Прибалтийского и Сибирского военных округов почти 10 лет, но генерал-лейтенанта так и не получил.
Наум Цирульников после войны командовал дивизией подводных лодок Тихоокеанского флота, стал контр-адмиралом, и его, 44-летнего моряка, отправили преподавать в военно-морское училище.
Таких примеров можно привести еще немало. Их роднит общее стремление — устранить еврейских военачальников от командования дивизиями, корпусами, а тем более армиями. И это явное недоверие проявляется во множестве случаев. И уже в конце 60-х годов евреев на должностях командиров соединений было не найти. Тех, кого вообще не убрали из армии, отправили на преподавание. Еще хорошо, если в академии… Но чаще поступали так, как с генерал-майором Леонидом Чемеринским. Он с 1954 года командовал Уральской армией ПВО, должность генерал-лейтенантская. А его в 1957 году назначили начальником кафедры Киевского политехнического института и через три года уволили в запас.
Представляет известный интерес динамика, так сказать, службы военачальников-евреев послевоенной поры. За 8 лет после Победы, при Сталине, высшие звания получили 11 евреев, почти все — до 1949 года. Затем при Хрущеве, за 12 лет его правления, генералами и адмиралами стали 36 евреев — по три человека в год. Потом почти 20 лет правил Брежнев, при нем высшие звания получили 28 евреев. В 1981 году звание генерал-майора было присвоено Вилену Брузу, командиру авиадивизии и Герою Советского Союза Ефиму Дыскину, который был уволен в отставку через семь лет. Через десять лет, в 1991 году, стал генерал-майором еще один Герой Советского Союза Александр Руцкой, заместитель командующего воздушной армии. Он стал последним евреем в СССР, получившим это звание. Впрочем, еврей он галахический, по матери Зинаиде Иосифовне, и Героем стал в Афганистане. Но с 1982 по 1991 год — при Андропове, Черненко и Горбачеве — ни один еврей, кроме Руцкого, генералом или адмиралом не стал. Прошло, таким образом, 10 лет — и только один еврей пробился в высшие военачальники. Весьма символично, не правда ли?
Как видим, получить лампасы еврею было супертрудно. Зато потерять — весьма легко. Потому что в эти времена от евреев генеральского ранга избавлялись весьма активно. За 20 послевоенных лет из 98 новых генералов уволили только 10. Зато в последующие 10 брежневских лет уволили сразу 35 евреев. Больше всего — 8 генералов — в 1968 году, еще по пять — в 1969 и 1970. Думается, это резонанс от израильской победы в Шестидневной войне. Ну а в последующие 20 лет уволили всех остальных, их было 52 человека. Причем уволил последних 12 евреев генсек Горбачев.
Самым последним евреем, если не считать Александра Руцкого, который генералом Советской Армии пробыл меньше 10 месяцев, был генерал-майор Георгий Захарович Глазунов. Этот человек вообще, наверное, побил рекорд ожидания генеральских звезд. Он был начальником Главного военно-строительного управления, должность как минимум генерал-лейтенантская. Принял он эту должность в 1962 году в чине полковника. И 17 лет терпеливо ждал генеральских погон, при том, что имел в подчинении не один десяток генералов. А затем еще 11 лет ждал следующей большой звезды. Но так и не дождался. В 1990 году он был уволен в отставку.
Кстати, повторю, что данные сведения о генералах, адмиралах, да и вообще об офицерах никак не относятся к тем, кто служил в ЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МВД, МГБ, КГБ и прочих карательных органах. Здесь только армейские и флотские военачальники да кузнецы оружия Победы.
Хотел бы завершить этот очерк, назвав двух высших советских военачальников-евреев, которые сегодня являются американскими гражданами. Бывший начальник инженерных войск Закавказского военного округа генерал-майор Григорий Мазин живет у своих детей в Лос-Анджелесе. И бывший начальник автослужбы того же ЗакВО генерал-майор Анцель Пистунович проживает в Бруклине, всего в нескольких блоках от моего дома. До 120 им!
Итак, за 61 год существования в советских вооруженных силах генеральских и адмиральских званий они были присвоены 360 евреям. В том числе:
• маршал Советского Союза — один — Родион Малиновский;
• генералы армии — два: Яков Крейзер и Владимир Колпакчи;
• генерал-полковники — семь: Борис Ванников, Александр Вишневский, Давид Драгунский, Жозеф Котин, Леонтий Котляр, Александр Цирлин и Григорий Штерн;
• генерал-лейтенанты — 59 человек;
• вице-адмиралы — 2 человека;
• генерал-майоры — 276 человек;
• контр-адмиралы — 23 человека.
Вот и закончен рассказ о судьбе высших военачальников-евреев. Были они разными, служили честно и праведно советской власти во всех ее войнах — кроме афганской, где генералов-евреев вообще не было. Служили во всех видах вооруженных сил и во всех родах войск. Несмотря на всяческие ограничения, на жесткий зажим и репрессии, их было немало, а больше всего — в самое тяжкое время войны.
Они не уронили боевой славы своего оружия и чести гордого и славного в веках имени еврейского военачальника. Рассказанное здесь начисто отметает распространенную в России клевету: не умеют, мол, да и не хотят евреи сражаться. Какой еще народ СССР, кроме русских и украинцев, дал Родине такое число талантливых и доблестных военачальников! И это не похвальба, а правда достоверная.
Прошу вас, кто прочел, расскажите об этом детям и внукам своим. Пусть знают и гордятся! А если придется — пусть вспомнят и победят!

На родине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1190 запросов за 1,190 секунд.