Памяти декабристской шинели
В Колумбийском университете 14 декабря 2015 года отметили 190 лет Восстания декабристов на Сенатской площади. Рулетка российской истории с тех пор движется вокруг мечты — преодолеть монополию единовластия. Известно утверждение Александра Герцена : «Вместо всех нынешних разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и прочие я вижу в России лишь два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называют себя свободными только по отношению ко вторым, действительно свободных людей в России нет, кроме нищих и философов…»
С иллюстрированной лекцией выступила Людмилой Тригос, ее книга о мифологии декабристского движения была несколько лет назад событием для специалистов по России. Перед слушателями развернулась хронология протеста русского дворянства. Их движение возникло в кругу образованной элитной молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой Французской революции.
Собравшиеся, в том числе и студенты, с удовольствием приветствовали знаменитого профессора, писателя и публициста, давно работающего в США, Александра Янова.
Декабристов теперь принято всячески упрекать, ведь это они организовали первый Майдан — вышли на площадь против правительства. В своей речи профессор истории отметил, что палачи декабристов приложили немало усилий к тому, чтобы опорочить их память, очернить, заподозрить во всякого рода низменных мотивах. Десятки мифов были для этого созданы. И как же печально, что, не задумываясь, повторяют их сегодня вновь. Несмотря даже на то, что одного простого соображения было бы, казалось, достаточно, чтобы их опровергнуть – в большинстве декабристы были знатные и в высшей степени благополучные люди, многие прошли от Бородина до Парижа, своими глазами увидели, что в Европе обходятся без рабства.
С другой стороны, это не были шалопаи, золотая молодежь. Вспомните хоть пушкинский портрет Чаадаева: «Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес». Серьезные люди. Светские. Не фанатики какие-нибудь. Так зачем пошли они на смертельный риск? Ведь дело могло закончиться виселицей – для некоторых и закончилось. Или в «лучшем» случае – поломанной жизнью, пожизненной каторгой.
Заметьте, что ни изобретатели «позорящих» декабристов мифов николаевских времен, ни их сегодняшние потребители никогда этого главного, решающего вопроса не касаются, так, по мелочи подкалывают, ёрничают. Упрекают в лицемерии: бунтовали, мол, вроде бы во имя крестьянской свободы, а сами своих крестьян не освободили. Да, александровский закон о «вольных хлебопашцах» действительно давал помещикам возможность при желании отпускать своих крестьян на волю. Но было это большой редкостью, сопряжено с множеством бюрократических препон. Профессор А.Л. Янов подвел слушателей к простому и ясному выводу: «Декабристам было стыдно за свою страну. Невыносимо стыдно за то, что в России, победительнице Наполеона, «свободных людей, кроме нищих и философов, нет». Вот этот стыд и назвал впоследствии Владимир Сергеевич Соловьев истинным патриотизмом.
Пушкинское общество Америки выступило соорганизатором памятного юбилея декабристов. Вдохновителем и инициатором вечера был Дмитрий Глинский, который возглавляет Русскоязычный Совет Манхеттана и Бронкса и АРПА (Американско-русскую правозащитную организацию). Наталия Пиллер прочла программное стихотворение и его перевод на английский:
…Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Ведущие программы связали протестное движение дворянства с историей диссидентства и с современностью. А завершил вечер Вадим Астрахан, автор проекта «Высоцкий на английском», он спел несколько песен знаменитого автора, известного своей нетерпимостью к фальши, лжи, презирающего раболепие во всех его видах.
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News